МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ

МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Исмаил Гаспринский
МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
Газета «Переводчик-Терджиман»
МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
МУСУЛЬМАНСКАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ
10.05.2018
Оцените статью: 
(172 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Исмаил Гаспринский

Газета «Переводчик-Терджиман» 1884 г. — 17 июня, № 22.

Если собрать в одно все сведения и факты, рассказанные историей и изысканиями европейских и восточных авторов об умственной и материальной деятельности мусульман, то нельзя было бы уместить их на 500 страницах нашей газеты! Эта задача была бы нам непосильна, да к тому же в настоящем случае мы желаем лишь в пределах нескольких фельетонов указать на степень развития, достигнутую мусульманами, обратить внимание и на их услуги, оказанные развитию цивилизации вообще.

На свете живут разные народы; все они разнятся друг от друга. Мы говорим не о разнице цвета кожи или численности того или другого народа; мы подразумеваем различие образа жизни, знаний и воззрений.

Есть народы, недалеко ушедшие от животных. Они не дошли ещё до употребления одежды и живут, как обезьяны, в дебрях лесов и гор, не имея понятия о семье и жилище. Питаются эти люди плодами и отчасти рыбой и охотой.

Есть народы, стоящие выше их по образу жизни и по знаниям, но далёкие ещё от типа цивилизованного человека. Есть народы, не знающие ремёсел, торговли, постоянного жилья и обеспеченности, но они имеют уже понятие о семье, обществе и, образуя роды и поколения, живут, имея общие интересы. Эти народы ведут кочевую жизнь, средством жизни их служат стада разных животных, коих они разводят и гонят перед собой с одного места на другое.

Есть народы, устраивающие свою жизнь более удобно и обеспеченнее. Эти, зная цену семьи, брака, общества, живут оседло в городах и селениях, имея постоянные жилища, приспособленные более или менее удобно, и занимаются земледелием, ремеслом, торговлей и образуют те или другие государства и управления.

Эти последние тоже разнятся друг от друга степенью своих знаний, искусств и уменья жить.

Народы, не знающие земледелия, искусств, торговли и оседлости, именуются «нецивилизованными», дикими, т. е. не имеющими прочных, удобных средств к жизни. Народы же, усвоившие знания земледелия, ремёсел, торговли и образующие селения и города с благоустроенным порядком для совместной жизни и труда, считаются цивилизованными.

Дикие народы обречены постоянной нужде и необеспеченности своей жизни, тогда как цивилизованные народы благодаря благоустройству общества и государства и своим познаниям в труде и искусствах живут в большом довольстве, обеспеченные окружающим их порядком и благоустройством.

Цивилизация — такое состояние людей, кое обеспечивает человеку лучшую жизнь. Чем лучше и выше цивилизация, тем лучше и обеспеченнее живут люди. Чем более знаний и искусств приобретается людьми, тем выше поднимается их цивилизация, так что степень её находится в зависимости от степени знаний и искусства людей. Цивилизация не есть достояние какого-либо одного народа или страны. Каждый народ, каждая страна могут цивилизоваться и прогрессировать, хотя в силу многообразных причин один народ может идти вперёд быстрее, чем другой, так же, как в одной стране цивилизация может развиться широко, а в другой развиваться медленнее. Было время, когда Европа находилась почти в диком состоянии, тогда как восточные страны пользовались значительной цивилизацией. Известно, что в настоящее время, наоборот, европейская цивилизация намного выше и впереди азиатской. Было время, когда европеец не знал рубашки и одевался в грубые звериные шкуры, тогда как азиат умел одеваться в холст и шёлк. Ныне же, когда азиат передвигается на верблюде, осле или на лодке, европеец передвигается в десять раз быстрее на пароходе или по железной дороге.

Таким образом, мы видим, что цивилизация способствует, создаёт лучшие способы и средства для человеческой жизни, но в то же время сама цивилизация находится в зависимости от степени прогресса знаний, искусств и нравственности людей. Всякий, кто старается о развитии знаний, о лучшей нравственности, служит цивилизации и тем самым всему человечеству.

С этой-то точки зрения мы желаем знать, что сделали полезного мусульмане, какую цивилизацию они нашли и насколько развили её дальше. Труды, произведения и изобретения мусульман расскажут нам об этом правдиво.

Газета «Переводчик-Терджиман» 1884 г. — 25 июня, № 23

II

Мы сказали, что спокойная, благопорядочная жизнь людей находится в зависимости от степени цивилизации и что последняя находится в ближайшем соотношении с развитием знаний, искусств, торговли и нравственности.

Цивилизация указывает на успехи его в тех или других знаниях. Если цивилизация данного народа представляет общечеловеческое знание, то несомненно, что народ этот увеличил запас человеческих знаний, что он сделал полезные открытия и изобретения, что он усовершенствовал те или другие стороны труда и жизни, что он создал лучшие порядки общежития и прочее, послужившее на пользу человечества.

Какую пользу оказали человечеству мусульмане? Помогли ли чем-либо улучшению его жизни?

Да. И немало сделали полезного.

Прежде чем приступить к обзору деятельности мусульман на почве знаний и цивилизации, позволим себе заметить, что европейцы выражаются неправильно, называя мусульманскую цивилизацию «арабской». Как в средние века учёным и литературным языком всей Европы служил язык латинский, на коем писали учёные французы, англичане, немцы и другие, так у мусульман учёным языком до последнего времени служил язык арабский. Как было бы неосновательно называть европейскую науку и цивилизацию «латинской», так, думаем, нельзя назвать «арабской» цивилизацию и науку, созданную усилиями разных племён, принявших ислам. Эта неточность выражения, конечно, не была бы допущена, если бы не упущен был факт, что часть величайших учёных и мыслителей мусульманского мира были не арабы, например, Ибн-Сина — тюрок (по другим биографиям — иранец); Фараби — тоже тюрок; Саляхеддин-Эйюби — курд и т. д.

Ближайшее знакомство с деятелями науки и знаний среди мусульман показывает, что мусульманской науке служили не только арабы, но все значительные народности, принявшие ислам.

Мы сделаем ещё одну заметку. Люди и народы наследуют плоды трудов и знаний своих предшественников, увеличивая и разрешая их путём дальнейших трудов, опытов и наблюдений. Мусульманской цивилизации предшествует цивилизация Египта и Греции; последует ей цивилизация Европы.

Мусульманская цивилизация представляет развитие древней цивилизации. Мусульмане, переняв науки и методы древних, развили их далее. Современная же цивилизация, развившись ещё быстрее и сильнее, имела основанием результаты, достигнутые мусульманами, и успела опередить их во многом. Но значительная часть европейских учёных, игнорируя значение мусульман в мировом движении цивилизации, силится установить факт непосредственного принятия начал цивилизации прямо от древних. Мы не можем разделять этот взгляд. От конца древнегреческой до зачатков европейской цивилизации протекает чуть не дюжина веков…

Неужели во весь этот период мир был погружён в абсолютное варварство? Почему же Европа упустила целое тысячелетие и начала усваивать греческую науку и строить цивилизацию столь поздно?

История представляет немало данных о том, что мусульмане, усвоив и развив далее цивилизацию древних, передали её Европе, наследовавшей познания как древних, так и мусульман. Известно, что европейцы впервые и основательно ознакомились с творениями греческих учёных в мусульманских школах в переводе на арабский язык. Надо заметить, что есть также учёные, признающие заслуги мусульман перед европейской цивилизацией. Господин Дрейпер в «Истории умственного развития Европы» приводит много данных, что блеск современной цивилизации обязан много свету, пролитому мусульманами. Почтенный учёный напоминает, что современная астрономия, медицина, математика, архитектура и другие науки и искусства носят следы арабского труда и мысли.

Следуя примеру первых руководителей ислама и духу священных изречений, каковы есть «ищи знаний от колыбели до могилы», «ищи знаний, хоть бы они находились в Китае», «знания обязательны для мужчины и женщины», «знания суть собственность мусульманина; он должен взять их где бы ни нашёл», «творенья пера благороднее дел меча», «живи, мысля и работая», «вслед за молитвой работай для своих нужд», «леность и безделье суть нечестивы» и многих подобных, мусульмане с рвением предались науке, труду и создали цивилизацию, осветившую мир в период времени от окончательного падения древней и до возникновения новейшей цивилизации, послужив источником сей последней. Таким образом, мы убеждены, что мусульмане не могут быть чужды европейской науке и знаниям.

Подготовил материал Аль Касем Амин из книги «Исмаил Гаспринский. Полное собрание сочинений. Т. 2. Ранняя публицистика: 1879—1886 гг.».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.