«Алем-и нисван» - первый женский тюрко-мусульманский журнал в мире

«Алем-и нисван» - первый женский тюрко-мусульманский журнал в мире
19.03.2013
Оцените статью: 
(231 оценка)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

Мало кому известно, что первый в мире тюрко-мусульманский женский журнал, «Алем-и нисван» («Женский мир»), появился на свет в Крыму. Редактором этого журнала, издававшегося на крымскотатарском языке, стала дочь выдающегося просветителя и общественного деятеля Исмаила Гаспринского Шефика-султан Гаспринская. В этой небольшой заметке мы предлагаем вниманию читателей краткие сведения об этом журнале и истории его появления…

Еще в 1883 году великий просветитель, писатель, мыслитель и общественный деятель Исмаил-бей Гаспринский начал издание первой крымскотатарской газеты «Терджиман», которая быстро получила популярность во всем тюркском мире и даже за его пределами. Помимо издания газеты, Гаспринский издавал различные книги, активно внедрял звуковой метод преподавания в мусульманских школах, сам стал автором многих произведений. Однажды он сказал: «Дорогие друзья, наилучшими делами для нас являются дела науки и просвещения, наиболее священным стремлением – стремление к науке и образованию. Потому что человек является человеком благодаря труду и знанию. Знание – это основа цивилизации, а цивилизация – это цель человечества и способ его жизни». По другому поводу он высказался более конкретно: «Еще мы не можем удержаться от дальнейшего падения по наклонной плоскости, но если теперь же не возьмемся крепко за ум-разум, не перестанем подкапывать друг под друга и не примемся за учение – то не далеко то время, когда сведения о нас сохранятся лишь в истории»…

Всю свою жизнь он действовал в соответствии с этими словами. Когда дела газеты и издательства улучшились, Исмаил Гаспринский решил начать издание специального журнала для женщин, положение которых было довольно тяжелым. Просветитель понимал, что от женщины, будущей матери, от ее грамотности и богобоязненности, во многом зависит то, каким будет подрастающее поколение. Он решил внедрять плоды просвещения и среди женщин-мусульманок. Главным редактором этого журнала стала его дочь, Шефика-султан Гаспринская. Первый номер журнала появился на свет в 1906 году…

Незадолго до появления первого номера нового журнала «Алем-и нисван», газета «Терджиман» от 28 ноября 1905 года писала: «С начала года в Бахчисарае под нашей редакцией начнет выходить еженедельный журнал для мусульманок по следующей программе: 1. Права мусульманок по шариату и закону. 2. Домашнее хозяйство, гигиена и воспитание. 3. Домашний труд – рукоделие, тканье, ковровое дело, шелководство и прочее с рисунками. 4. Женская жизнь и деятельность других народов, биографии знаменитых женщин с портретами. 5. Элементарная наука и литература. 6. Повести, путешествия, стихотворения, почтовый ящик, смесь. Редактор-издатель - И. Гаспринский. Заведующая редакцией - Шефика-султан Гаспринская».

Привлекает внимание практическая польза программы издания. В нем не публиковались праздные развлекательные материалы, как во многих современных женских журналах, предназначенные для убивания времени и избавления от скуки. Наоборот, издатели стремились к просвещению женщин, к тому, чтобы они овладевали полезными знаниями и могли применить их на практике, используя как для собственного духовного развития, так и для достижения улучшения уровня жизни в материальном смысле.

Необходимо также сказать несколько слов о редакторе журнала. Шефика Гаспринская (1886 – 1975) была лидером крымскотатарского движения «Исполнительный комитет мусульманок Крыма» («Кадынлар гюню»), которое действовало в Крыму в начале двадцатого века. С её именем связано уникальное для Ислама того времени такое явление, как женское мусульманское движение.

В 1905 году Шефика Гаспринская стала редактором журнала «Алем-и нисван» («Женский мир»), который выходил в свет на крымскотатарском языке. 1 — 11 мая 1917 года Шефика Гаспринская принимала участие в составе крымской делегации в работе I Всероссийского мусульманского съезда в Москве. Позже она была избрана делегатом I Курултая крымскотатарского народа, который состоялся в Бахчисарае 9 декабря 1917 года и была назначена Национальным правительством крымскотатарского народа директором Симферопольского женского педагогического училища. После разгрома Национального самоуправления крымскотатарского народа она покидает Крым и переезжает в Баку, где организует педагогическое училище. В Баку она выходит замуж за премьер-министра независимого Азербайджана Насиб-бека Усуббекова (Юсупа Насипбейли). После свержения национального азербайджанского правительства, её муж был расстрелян и она эмигрировала в Турцию, где работала впоследствии заведующей сиротского дома. В 1930 году Шефика основала и возглавила в Стамбуле «Союз крымскотатарских женщин». Кроме этого она занималась проблемами крымскотатарских эмигрантов и благотворительностью. Умерла в Стамбуле…

Следует также отметить, что и в наше время усилия этих благородных людей не забыты. Так, в 2011 году торжественно отмечалась 105-я годовщина с начала издания журнала «Алем-и нисван», по этому поводу была проведена конференция. Не так давно в Крыму начал издаваться новый женский журнал «Арзы» («Мечта»), редакция которого заявила о том, что их издание намеревается стать продолжателем дела журнала «Алем-и нисван».

Мусульмане Украины должны помнить об этом полезном начинании и извлекать из него назидательные уроки…


Юрий Косенко


Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.