Древние мечети Судака. Часть первая

Мечеть. Судак
Мечеть. Судак
Внутренний вид мечети в Судаке
Внутренний вид мечети в Судаке
Ешкиль Джами. Изник, Турция
Ешкиль Джами. Изник, Турция
Мечеть. Судак
Внутренний вид мечети в Судаке
Ешкиль Джами. Изник, Турция
14.11.2019
Оцените статью: 
(147 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Крымский город Судак является одним из древнейших городов на территорииУкраины. Основанный в III веке до н. э., он много раз менял свое название. Разные народы называли город то Солдайя, то Сугдея. В летописях Руси он известен как Сурож. Но все эти названия берут начало от древнеиранского suxta-ka — «священный», «чистый». Судак для историка и археолога является настоящим клондайком. Древняя  крепость, византийские церкви и мусульманские мечети до сих пор таят множество неразгаданных загадок. Особый интерес представляют мечети Судакской крепости. До нашего времени в хорошем состоянии сохранилась лишь одна мечеть, которую по явному недоразумению многие годы называют «храмом с аркадой». В начале XX века, здание мечети было исследовано известным историком и археологом А. Л. Бертье-Делагардом. В пространных комментариях к работе «Каламита и Феодоро» Бертье-Делагард посвятил много времени судакской мечети. Вот что он писал: «Мечеть в крепости Судака, существующая и до сих пор, по своим особенностям единственная в Крыму, замечательна как своим архитектурным стилем, так и многообразием исторических судеб, пережитых ею… Достаточно небольшого представления о мусульманской архитектуре, чтобы видеть здесь только мечеть, временами обращаемую в христианскую церковь». О возможных строителях мечети Бертье-Делагард говорит достаточно уверенно, отмечая ее схожесть с Ешиль-джами в турецком городе Изник (Никея): «В точности известно, что Судак завоевывали мусульмане и долго им владели, так что собственно в построении там какой-либо мечети не было бы ничего удивительного; но здесь замечательно ее устройство, представляющее почти точное подобие знаменитой малой Ешиль-джами». Чтобы лучше понять особенности судакской мечети, стоит немного рассказать о ее «близнеце» из Изника. Ешиль-джами, «Зеленая мечеть», была построена в позднесельджукском стиле в период правления османского султана Мурада I (1326–1389). Архитектором мечети был Хаджи ибн Муса. Сооружение было возведено уже после гибели Конийского султаната — последнего государства сельджуков в Анатолии. Начиная с XII века, сельджукские правители строили в Анатолии небольшие мечети со сводчатыми перекрытиями на аркадах; молитвенный зал был разделен поперечными нефами, а над сооружением возвышался купол. Рядом с мечетью сооружался минарет, в некоторых случаях он встраивался в само здание. Созданный турками сельджуками особый архитектурный стиль еще долгое время после исчезновения государства оказывал влияние на строительные приемы не только в Анатолии, но и на Балканах, а также в Крыму.

В 1217 году (по другим версиям — на несколько лет позже), состоялся поход сельджукского военачальника Хусама-ад-дина Чобану в Крым, в ходе которого было разбито половецкое войско и завоеван Судак. Об этом событии достаточно подробно писал средневековый историк Ибн Биби, чья работа «Сельджук-наме» до сих пор является одним из важнейших источников, посвященных сельджукам. После успешного завоевания Судака, сельджукский полководец приказал построить в городе мечеть. По мнению некоторых историков, мечеть Падишах-джами и есть то самое сооружение, построенное анатолийскими сельджуками в начале XIII века. Тем не менее, несмотря на многочисленные факты, и в наше время находятся историки, утверждающие, что «храм с аркадой» был сооружен как церковь либо зал приемов генуэзского консула и лишь позднее перестроен мусульманами под свои нужды. В частности, О. Домбровский в своей работе «Средневековое купольное здание Судакской крепости» пишет: «Пресловутое купольное здание — так называемая мечеть Судакской крепости — было построено не ранее XV в. местными мастеровыми в свойственных им строительных традициях, но для генуэзцев, по-видимому, оказалось ничем иным, как своего рода присутственной залой». В 1969–1975 гг. экспедицией Института археологии Академии наук УССР были проведены исследования здания мечети в Судаке. Многочисленные шурфы, заложенные археологами, как в самом здании, так и рядом с ним, дали возможность изучить все сооружение и прилегающую территорию. В шурфах были обнаружены фрагменты керамики, которые датируются XIII–XIV вв., что вполне однозначно свидетельствует о времени строительства мечети. Вероятно, заложенная сельджуками, она сооружалась несколько десятилетий, что можно объяснить политической нестабильностью в Судаке, нашествием монголов на Крым, а затем переходом Судака под власть генуэзцев. Об этом же говорит и незавершенность каменной резьбы михраба, сохранившийся фрагмент которого имеет все признаки, свидетельствующие о сельджукском влиянии на архитектуру мечети. Раскопки выявили и фундамент минарета, сооруженного одновременно с самой мечетью. Вот что в связи с этим писал один из руководителей раскопок М. Франджуоло: «Раскопками в мечети установлено, что первоначально соорудили мечеть (никаких остатков предшествующего христианского храма и захоронений не обнаружено). Основание минарета и галереи сложены в перевязь с фундаментами здания… Таким образом, раскопки храма подтвердили первоначальное предположение А. Л. Бертье-Делагарда о том, что первоначально здание строилось в качестве мечети». Помимо сельджукской мечети на территории Судакской крепости существовали еще две, не менее интересные, но рассказ о них мы продолжим во второй части статьи.

Александр Степанченко

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.