Исламские историки Украины. Часть первая

Средневековые арабские ученые
Исламские историки Украины. Часть первая
05.04.2021
Оцените статью: 
(73 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

История Древней Руси, являющаяся частью истории Украины, тесно связана с исламским миром, благодаря экономическим, культурным и религиозным контактам. Начиная с VII века, периода возникновения и подъема Арабского халифата, земли Украины находились под непосредственным влиянием мусульман. О многих событиях нашей истории стало известно только благодаря мусульманским историкам и географам, выходцам из арабских государств.

Выдающийся историк и исламовед И. Крачковский писал: «Надо признать, что географическая литература арабов представляет очень большой интерес. Богатая и разнообразная, то научная, то популярная, и техническая, и легендарная, занимательная и поучительная, она дает такой комплекс материала, для которого в эту эпоху нельзя найти ничего подобного. Она делает честь дарованиям, храбрости и энергии людей, которым обязана своим существованием».

В IX веке в арабской историко-географической литературе возникает жанр аль-масалик ва ль-мамалик («пути и царства»). Создателем этого жанра был Абуль-Аббас Ахмад ибн Исхак аль-Аббаси, более известный по своему прозвищу — Аль-Якуби. Он автор ряда ценных работ по истории и географии мусульманского мира и окружающих стран. До нашего времени дошли два наиболее значительных труда Аль-Якуби: «Китаб аль-бульдан» («Книга стран») и «Тарих» («История»).

О самом историке известно не так много: он родился в Багдаде, столице Арабского халифата, в семье крупного чиновника, вероятно, в 840-х годах. Находился на государственной службе. Известно, что Аль-Якуби много путешествовал по мусульманским странам, бывал также в Индии. Можно предположить, что он получил хорошее образование. В сфере его интересов были история и география. В работах Аль-Якуби несколько раз упоминаются «русы» и «славяне», вместе с тем очевидно, что автор, не бывавший на территории Древней Руси, не очень хорошо ориентировался в географии Восточной Европы, довольствуясь пересказами письменных источников.

Одним из наиболее авторитетных мусульманских ученых, писавших о землях, ставших впоследствии колыбелью современной Украины, был выдающийся богослов и историк Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ат-Табари. Ат-Табари известен как автор тафсира Корана и монументального исторического труда «История пророков и царей».

Он родился в 839 году в городе Амуле, в персидской провинции Табаристан. Ат-Табари получил блестящее образование, в семь лет он знал наизусть Коран, а в девять стал изучать сунну пророка Мухаммада (мир ему и благословение). Известно, что ради качественного образования он с юных лет много путешествовал. С этой целью он посетил Багдад, где его учителем был Абдуллах ибн Хумайд ар-Рази, а также Бейрут, Хомс, Каир, Басру. Как и многие другие исламские ученые раннего средневековья, Ат-Табари обладал разносторонними знаниями в области медицины, хорошо разбирался в математике, литературе и арабской грамматике.

Будучи уроженцем Табаристана, Ат-Табари, прекрасно знал историю своего родного края и соседних государств. Он был одним из немногих авторов, который описал ход арабско-хазарских войн. В его работах, в частности, встречаются упоминания о славянах — предках украинского народа. Ат-Табари — единственный историк, сообщающий о самом первом походе арабской армии против Хазарии, совершенном в 642–643 году под командованием Абд ар-Рахмана ибн Раби. В этой же работе впервые в мировой историографии он пишет и о «русах», которых несложно отождествить с коренными жителями Руси:

«В Баб аль-Абвабе находился тогда царь по имени Шахриар, который пошел к Абдуррахману (Абд ар-Рахману ибн Раби) обратно (на встречу), заключил мир с тем, чтоб не платить дани (арабам) и сказал: „Я нахожусь между двумя врагами, один — хазаре, а другой — русы, которые суть враги целому миру, в особенности же арабам, а воевать с ними, кроме здешних людей, никто не умеет. Вместо того, чтоб платили дань, будем воевать с русами сами и собственным оружием и будем их удерживать, чтоб они не вышли из своей страны. Считайте это нам данью и податью, чтоб мы ежегодно это давали“. Абдуррахман ответил: „Надо мною есть высший повелитель, я его извещу“. И он послал Шахриара с одним из своих к Сурраке, который сказал: „Извещу об этом Умара“ (халифа). Когда Умар был уведомлен об этом, он дал ответ, чтоб это считалось данью. И обычай этот был введен во всех дербендах, что они не платят ни подати, ни дани для того, чтоб они не допускали неверных к мусульманам, сами воевали бы с ними и удерживали бы их от земли мусульман».

Из этого отрывка видно, что уже в VII веке русы являлись грозным противником, с которым приходилось считаться даже великому Арабскому халифату. В другом месте своего сочинения «История пророков и царей» Ат-Табари пишет о походе полководца Марвана ибн Мухаммада против хазар в 737 году:

«Гимаш (халиф Хишам ибн Абд аль-Малик (691–743). — А. С.) послал кого-то и отозвал его и прислал Марвана, который отправился из Сирии с 120 тыс. человек в Армению, пришел на место лагеря, называемого Кисаль, близ Бардаи, начал воевать с царями Армении, подчинил их себе и завоевал всю землю Армении. Затем написал он приказ к тем войскам, которые были в Баб аль-Абвабе, чтоб они пришли к нему. Затем Марван велел созвать войско, взял его и пришел в ущелье, называемое Баб аль-Аллан, все убивая, пока не пришел он в Самандар, который есть один из хазарских городов. Также войско из Баб аль-Абваба пришло с человеком по имени Асид аль-Лям, и у Марвана дополнилось войско до 150 тыс. С этим войском следовал он до города Самандара, где живет царь хазарский. Хакан бежал, и Марван отправился дальше, оставив город позади себя; расположился лагерем при Славянской реке, напал на жилища неверных, убил их всех и разрушил 20 тыс. домов».

Наиболее подробно ход арабско-хазарских войн отражен в работе другого мусульманского историка — Ибн Асама аль-Куфи, автора сочинения «Китаб аль-футух» («Книга завоеваний»). О самом историке нам известно крайне мало. Аль-Куфи родился в Ираке, в городе Эль-Куфа, являвшимся важнейшим религиозным и политическим центром в период ранней истории Ислама. Год рождения Аль-Куфи неизвестен, известен лишь год его смерти — 926-й.

В «Книге завоеваний» имеется ряд важнейших данных о событиях, связанных с землями Украины и походом Марвана ибн Мухаммада. Аль-Куфи сообщает не только о завоевании мусульманами Хазарии, о чем пишут и другие историки, но и о том, что арабы проникли в земли, «расположенные за Хазарией», упоминая при этом в первую очередь славян (сакалиба):

«Марвану и мусульманам в стране хазар сопутствовал успех, и они достигли даже земель, расположенных за Хазарией. Затем они совершили набег на славян (сакалиба) и на другие соседние племена безбожников и захватили из них 20 тыс. семей. После этого они пошли дальше и вскоре добрались до Реки славян (Нахр ас-сакалиба)».

О «Реке славян» уже не одно десятилетие дискутируют ученые многих стран. Совершенно очевидно, что наиболее подходящими «кандидатами» являются: Дон, Северский Донец и Днепр. Именно за Доном был основной ареал, где жило достаточно многочисленное славянское население. Именно эти земли стали объектом атаки мусульманской армии Марвана ибн Мухаммада.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.