К истории терроризма на Ближнем Востоке

К истории терроризма на Ближнем Востоке
Убийство Цезаря
К истории терроризма на Ближнем Востоке
Крепость исмаилитов в Сирии
К истории терроризма на Ближнем Востоке
Мечеть султана ан-Насир Мухаммада
К истории терроризма на Ближнем Востоке
Штурм крепости Аламут монголами
К истории терроризма на Ближнем Востоке
К истории терроризма на Ближнем Востоке
К истории терроризма на Ближнем Востоке
К истории терроризма на Ближнем Востоке
24.05.2018
Оцените статью: 
(594 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

15 марта 44 года до н. э. правитель Рима Гай Юлий Цезарь находился в здании сената. Один из сенаторов, Луций Тиллий Кимвр, обратился к Цезарю с просьбой о помиловании для своего брата. Получив отказ, он схватил край тоги диктатора. Это послужило сигналом для стоящих рядом заговорщиков из числа сенаторов. Они нанесли Цезарю многочисленные удары кинжалами. От полученных ранений он скончался. Убийство Юлия Цезаря стало одним из первых актов политического террора в истории.

В наше время терроризм все чаще связывают с исламской религией. В СМИ укоренился даже термин «исламский терроризм». Справедливость подобного подхода вызывает сильные сомнения, ведь исторические факты свидетельствуют о том, что в период общественно-политических потрясений, войн и революций терроризм возникает даже в тех странах, в которых, казалось бы, для него не было почвы.

В I веке н. э. на территории Палестины действовали террористические группы сикариев, которые убивали представителей римской администрации и еврейской знати, сотрудничали с оккупантами. Сикарии боролись за создание независимого еврейского государства. Их деятельность подготовила почву для начала Первой иудейской войны. Массовый террор, практиковавшийся сикариями, не принес желаемого результата. Римляне ответили террором на террор, уничтожив не только саму группу, но и значительную часть еврейского народа.

В XI веке исмаилитская секта хашшашинов, более известная в Европе как ассасины, создала целое террористическое государство на территории от Персии до Сирии и Ливана. Его создатель Ибн Ас-Саббах отменил на захваченных землях законы шариата и организовал беспрецедентный террор, жертвами которого становились как мусульмане, так и христиане. Согласно историку Л. Гумилеву, «Саббах был гениальным злодеем. Он изобрел особую форму геноцида. Уничтожались только талантливые люди: храбрые эмиры, умные и образованные муллы, набожные отшельники, энергичные крестоносцы и халифы. В числе жертв исмаилитов были Низам-уль-Мульк, Конрад Монферратский, халиф Мустансир и многие другие. Зато трусы, дураки, люди, склонные к предательству, склочники и пьяницы чувствовали себя спокойно. Им было даже выгодно, что для них освобождались вакансии на служебной лестнице или устранялись соперники». Государство хашшашинов было уничтожено в середине XIII века в ходе монгольского завоевания Ближнего Востока, а их оплот, крепость Аламут, была разрушена.

Некоторые практики хашшашинов в своей деятельности использовали и военно-религиозные ордена крестоносцев, они, в частности, переняли методы разведывательной работы. Кроме того, символика, ритуалы посвящения также во многом заимствованы у сторонников Ибн Ас-Саббаха.

Одним из малоизвестных примеров религиозного терроризма, направленного исключительно против мусульман, являются организованные христианами пожары в Каире. В 1291 году под ударами египетских мамлюков пала Аккра — последний оплот крестоносцев в Палестине. Казалось, что крестовые походы навсегда остались в прошлом. Но это было далеко не так. Не проходило года, чтобы в Риме и других европейских столицах не начинались разговоры о подготовке очередного крестового похода. Слухи об этом регулярно доходили до Каира — резиденции султана ан-Насир Мухаммада. Масло в огонь подливал и такой, не очень приятный для некоторых мусульман факт, что в администрации султана работало множество христиан-коптов, занимавших самые ответственные должности.

Помимо этого, главой важнейшего министерства государственного имущества являлся Карим ад-Дин, новообращенный мусульманин из коптов. Именно он проводил в жизнь финансово-административную реформу, которая позволила христианскому меньшинству резко уменьшить налоговое бремя, тем самым создав условия для быстрого обогащения. Все вместе это создавало условия для недовольства мусульман. В мае 1321 года ведомая подстрекателями толпа разгромила церковь аз-Захра. По свидетельству ряда историков, значительная часть толпы находилась в состоянии алкогольного опьянения. В последующие дни волна погромов прокатилась по всему Египту.

Султан ан-Насир Мухаммад предпринял ряд шагов, чтобы остановить бунтовщиков, но это ему не удалось. Он не без оснований подозревал, что организаторами беспорядков были его эмиры, недовольные влиянием коптов на экономическую и политическую жизнь страны. Разбушевавшаяся людская стихия улеглась также внезапно, как и началась. Однако спустя всего лишь месяц сразу в нескольких районах Каира начались сильные пожары. Поднявшийся ветер не позволил сразу потушить пламя, и оно охватило целые кварталы города.

Ибн ад-Давадари, вспоминая об этой трагедии, писал: «И пришли злые дни, и каждый боялся за жизнь свою и имения свои… И стали христиане утверждать, что огонь этот послан с небес, воображая, будто бы это [кара] из-за разрушения церквей их». С огромным трудом пожар был потушен, но спустя всего сутки загорелся квартал аз-Захир Бейбарс. Огонь охватил свыше сотни зданий. Чтобы остановить его распространение, мамлюки вынуждены были снести все дома в округе. Но едва удалось погасить этот пожар, как загорелся дом эмира Салляра.

Тут же по Каиру поползли слухи, что пожары являются делом рук людей. Среди возможных виновников бедствия называли христиан. Власти принимали беспрецедентные меры пожарной безопасности, заставляя жителей выкапывать водоемы буквально возле каждого дома. Однако новые очаги пожаров возникали буквально каждый день. Жители города, уже не таясь, говорили, что поджигателями являются христиане. Спустя пять дней после начала пожаров были пойманы три христианина, которые под пыткой сознались в том, что это они поджигали дома.

Подозрительный султан не поверил в их вину. Он предполагал, что поджигателей следует искать в ближайшем окружении. В тот же день христиан выпустили на свободу. Однако уже на следующий день была задержана группа монахов, которая, не дожидаясь пыток, сообщила о существовании тайной христианской организации, руководившей группами террористов. По сообщению задержанных, весь Каир был разделен на сектора, в каждом из которых действовали специально подготовленные и хорошо оснащенные отряды.

По приказу султана пойманные монахи были сожжены. Но и после этого пожары не прекратились. Особенно сильным был пожар в караван-сарае Турунтай, где хранились привезенные торговцами запасы масел. Жителям удалось задержать поджигателей, в доме у которых были найдены зажигательные шнуры. Под пыткой задержанные террористы раскрыли всю сеть заговорщиков, в которую были вовлечены копты-христиане, служившие чиновниками в султанской администрации, торговцы и монахи православного монастыря.

Для организации поджогов террористы использовали нефть, масла и серу. Из этой смеси они изготавливали зажигательные бомбы с длинными фитилями, которые забрасывали на плоские крыши каирских зданий. Властям удалось арестовать и казнить большую часть заговорщиков, но при этом они не смогли или не захотели сдержать гнев толпы, которая стала громить дома христиан, не имевших отношения к заговору.

Действия террористов на долгое время привели к серьезному ухудшению отношений между двумя религиозными общинами в Египте. Что касается Каира, то следы от пожарищ, по свидетельству историков, оставались в городе даже спустя сто лет после происшествия.

Александр Степанченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.