Памяти Февзи Сейдалиева:
Мен эминим
Анъа юртгъа
Биз къайтармыз
Сонки сёзни
Сиз
Я верю,
Мы возвратимся на Родину
И не вы, а мы
Скажем последнее слово…
Это — строки из стихотворения Февзи Сейдалиева — хочется верить, что пророческие…
В истории крымскотатарского национального движения были герои с поистине трагической судьбой. Один из них — Февзи Сейдалиев. Его жизнь оборвалась в тюрьме — в молодом возрасте, в самом расцвете сил. С той поры минуло почти 47 лет, но до сих пор обстоятельства этой трагедии (как впрочем, сотен и сотен ей подобных) неизвестны…
Февзи Сейдалиев обвинялся по статье 62 УК УССР (аналог ст. 70 УК РСФСР, введена в действие
Прежде, чем обратится к образу крымского татарина, который, как и многие его соплеменники, хотел немногого, но такого важного — и для него, и для его народа: жить на земле предков, избавиться от незаслуженного клейма представителя
Эта статья заменила собой ст. 5410 предварительного Уголовного кодекса УССР, действующего с 1927 (также в редакции от
Санкции этой статьи были нешуточными — за правду, в глазах руководителей советского государства считавшейся «клеветой» и «особо опасным государственным преступлением», человека наказывали либо лишением свободы на срок от шести месяцев до семи лет и со ссылкой на срок до пяти лет, а если упрямец, стремившийся восстановить справедливость, был пойман повторно, то считался особо опасным рецидивистом (плюс ст. 26 УК УССР) и мог получить до десяти лет — при этом не просто был обречен на заключение в колонии (лагере) строгого режима, а в колонии (лагере) особого режима (камерное содержание).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
Указом Президиума Верховного Совета СССР от
В соответствии с Законом УССР «О реабилитации жертв политических репрессий на Украине» от
Февзи Сейдалиеву не довелось дожить до того времени, когда развалился Молох жестокого государства, части которого были склеены между собой кровью невинных жертв. Он не дождался того времени, когда крымские татары вернулись на полуостров, с которого были жестоко изгнаны. Он погиб в тюрьме — но разве не внес он свою лепту в борьбу с человеконенавистническим советским монстром?
Гульнара Бекирова, историк, член Украинского
Февзи Сейдалиев родился в 1928 году в деревне
По свидетельству Мустафы Закирьяева — родственника Февзи, «в конце
Сразу же после Указа от 5 сентября 1967 года, согласно которому крымские татары якобы были реабилитированы и могли жить «на всей территории Советского Союза», вместе с семьей Февзи собрался в Крым. Но… сильно заболел его родственник и близкий друг — Шевкет Закирьяев, и только после его смерти в марте 1968 года Февзи отправился на родину. С ним была его семья — жена Гульнара и четверо детей — три мальчика и девочка — мал мала меньше.
Увы, обещания, обозначенные в Указе высшего органа советской власти были липовыми и отнюдь не означали, что крымские татары теперь могут жить на родине. Тех из них, кто пытался поселиться в Крыму — ждали многочисленные испытания, которые преодолеть было практически невозможно. Семья Февзи Сейдалиева в полной мере испытала иезуитскую «милость» властей… И в Зуе, и в Бахчисарае, куда они приехали, в прописке им отказали. Но возвращаться в Таджикистан они больше не собирались…
Летом 1968 года в колхозе «Большевик» Красногвардейского района несколько крымскотатарских семей, в том числе семья Сейдалиевых, заняли пустующие дома переселенцев. После депортации крымских татар шло массированное заселение Крымского полуострова переселенцами из различных районов России, а затем и Украины — хронически не хватало трудовых рук. Но крымские татары в счастливую категорию долгожданных переселенцев не входили. Они на своей родине
Таковы были жестокие реалии обращения с крымскими татарами, которые после Указа от 5 сентября 1967 года пытались вернуться на свою родину… По данным книги «Ташкентский процесс», «около 12 тысяч крымских татар, побывавших в Крыму после опубликования государственных документов, были тем или иным способом выдворены обратно».
12 июня 1968 года Февзи Сейдалиев посетил Бахчисарайский
Как сообщалось далее в документе, «во время нахождения под арестом Сейдалиев в присутствии других лиц высказывал свое враждебное отношение к Советской власти, возводил клевету на национальную политику СССР, дискредитировал Советское правительство и КПСС». Во время отбытия срока в Бахчисарайском отделении милиции он составил письмо жене, а также рукопись, которую назвал «Протест против произвола и беззакония, творимых в Советском Союзе против крымскотатарской нации». В письме к жене Февзи сообщил, что рассказал иностранцам для передачи в ООН о «нашем татарском вопросе», отныне, писал он, «нам нечего ждать от Советского правительства».
Подобного содержания он составил рукопись, в которой возводил клевету на Советское правительство и КПСС, которые будто бы ведут политику захвата и порабощения мелких народностей и обратился с призывом к татарам требовать постановки вопроса в ООН о предоставлении им Крыма, образовании т.н. татарского государства и отторжения Крыма от СССР», — говорилось в документе Прокуратуры Крыма. Разумеется, ни о каком отторжении Крыма и образовании «татарского государства» речи не шло — Сейдалиев говорил о продолжающейся дискриминации целого народа, который
В очередной раз изгнанный из Крыма, в вагоне, как узнаем из документа Крымской прокуратуры, «Сейдалиев изготовил семь антисоветских, клеветнических листовок, которые 13 июля 1968 года в свернутом виде выбросил через окно на ст. Новоалексеевка Херсонской области. Эти листовки были подобраны сотрудником милиции. В листовках содержатся призывы следующего содержания: «Свобода и полная независимость крымским татарам на своей исконной родине в Крыму», «Позор Генеральному секретарю ЦК КПСС Брежневу за дискриминацию крымских татар», «Позор Советскому империализму, занимающемуся внутренним захватом», «Долой дискриминацию крымских татар», «Долой нацистов советского империализма, свобода крымским татарам»…
Несколько раз Сейдалиевых арестовывали и высылали за пределы Крыма. Однажды в сопровождении милиции до самого Чимкента…
Доведенный до отчаяния в сентябре 1968 года Февзи Сейдалиев с семьей провел демонстрацию протеста на Красной площади в Москве. Демонстрация происходила в самом сердце столицы — у Мавзолея Ленина.
«7 сентября 1968 года Сейдалиев явился на Красную площадь, где за нарушение общественного порядка был задержан работниками милиции. При задержании он выкрикнул лозунг „Долой Советскую власть“ и оказал физическое сопротивление», — говорится в официальном документе. Разумеется, их немедленно арестовали. Они попали в разные камеры. Жену Гульнару и детей вскоре отпустили и этапировали в Аккурган, а Февзи остался в тюрьме, где его сильно избили.
Сейдалиев полностью подтвердил все предъявленные ему обвинения, но заявил, что виновным себя не считает. 14 октября 1968 года Февзи Сейдалиев был направлен на
Согласно заключению врачей, смерть наступила в результате инфаркта миокарда и отека легких. Постановлением старшего следователя Башмакова от 5 ноября 1968 года уголовное дело против Февзи Сейдалиева было прекращено. Расследование причин смерти в следственном изоляторе не проводилось, так как «из акта вскрытия трупа причины были известны и сомнения не вызывали». При каких обстоятельствах достаточно молодой (ему было тогда только сорок) и здоровый человек умер от болезни сердца — до сих пор остается загадкой…
Гульнара Сейдалиева вместе с четырьмя детьми вернулась в Аккурган, работала на кирпичном заводе, в пекарне. Семья вернулась в Крым в 1990 году.
Источники: Крым.Реалии, Дисидентський рух в Україні