Почему о мыслителях Крымского ханства так мало известно в Украине

В январе 2018 года исполняется 700 лет с прихода к власти хана Узбека (1282–1342), одного из самых выдающихся правителей Золотой Орды. Какое значение имела эта фигура для Украины?

С этим вопросом корреспондент издания «День» Алексей Костюченко обратился к Михаилу Якубовичу —известному украинскому востоковеду, первому переводчику Корана на украинский, исследователю доктринальной и философской мысли исламского мира.

Чем именно отличился хан Узбек в украинской истории? Должным ли образом изучена эта фигура?

— Да, конечно, существует много наработок в этой сфере, в частности, сделанных зарубежными учеными. Украинские исследователи в последние годы тоже сделали немало для изучения этого периода истории Украины: найдена древняя ханская резиденция на Луганщине, каждый год выплывает немало других артефактов. Ведь во времена хана Узбека Золотая Орда достигла пика своего культурного расцвета. Узбек был первым из ханов, кто принял и начал активно внедрять Ислам. Именно благодаря его усилиям началась окончательная исламизация Крыма, была построена первая исламская религиозная школа — медресе, часть помещения которой сохранилась до наших дней вблизи города Старый Крым (Солхат). Определенную роль хан Узбек сыграл и в истории Галицко-Волынского княжества: именно при поддержке ордынского войска князь Юрий ІІ мог определенное время сдерживать территориальную экспансию соседней Польши.

В некоторых из ваших публикаций обосновывается мысль о том, что во времена хана Узбека на украинских землях едва ли не впервые появилась мусульманская философия. Какие именно источники свидетельствуют об этом?

— Действительно, таких источников немало. Османский автор Камаль Ад-дин Ташкопри-Заде пересказывает рассказ одного крымского ученого первой половины XV века, Ахмада бин Абдаллаха аль-Крыми (то есть Крымского), согласно которому в его времена в Крыму было «300 ученых, которые писали научные труды». Но важнее всего — часть из этих произведений сохранилась до наших времен. Совсем недавно я опубликовал исследование о Шарафе бин Камале аль-Крыми, который в 1407 году написал очень интересный арабоязычный труд «Толкование «Маяка светочей», комментарий к одному из произведений среднеазиатского исламского богослова и правоведа Абу аль-Бараката ан-Насафи. В этом труде упоминаются многие средневековые ученые, с которыми был знаком и мусульманский Восток, и христианский Запад, например, Абу Хамид аль-Газали (латинизированное Algazel). Заметны в произведении аль-Крыми и влияния арабского аристотелизма, в частности, комментариев к трудам Аристотеля «О душе». До нашего времени сохранились 9 списков труда Шарафа аль-Крыми, а в позапрошлом году в Саудовской Аравии вышло критическое издание. Произведения уже упомянутого Ахмада бин Абдаллагх (между прочим, ученика Шарафа аль-Крыми), также сохранились: один из его правоведческих трудов находится в Дамаске, в Отделе рукописей Национальной библиотеки.

Известно ли что-то о мыслителях Крымского ханства, которое стало независимым государством в 1441 году?

— В Крымском ханстве эти философские традиции нашли свое продолжение. Но если во времена Золотой Орды основные культурные связи были налажены со Средней Азией, то в конце XV века активизируется культурный обмен с Османской империей. Не следует забывать, что с 1475 года Крымское ханство стало вассалом этого могучего государства, хотя часто и пыталось вести самостоятельную политику. В 1550 году в Крыму появилось Зинджирли-медресе, первое высшее исламское учебное заведение региона. Значение этого учреждения для исламского Крыма можно сравнить со значением Острожской академии для Восточной Европы. Согласно свидетельству османского путешественника Эвлия Челеби, немного позже, в середине XVII века, немало школ было и в большом городе Кафе — «Крымском Стамбуле», современной Феодосии. Именно здесь родился и начал творческую деятельность выдающийся исламский энциклопедист Абу Бака аль-Кафауви (1619–1682/1683), автор словаря «Общие понятия». В одном из своих исследований я сравнивал этого автора с французским просветителем Дени Дидро: но если Дидро рассматривал религию как пережиток прошлого, то для аль-Кафауви конфликта между религией и наукой не существовало. Немало «статей» этого словаря посвящены философским понятиям, поэтому и не удивительно, что он до сих пор пользуется огромной популярностью и среди исламских теологов, и среди исследователей-востоковедов. Было и немало других авторов, которые имели фамилию «аль-Крыми» или «аль-Кафауви». Но большинство их трудов до сих пор хранятся в рукописях, разбросанных по библиотекам всего мира.

Известно, что в Османскую империю входили и некоторые регионы на юге Украины, в частности один из самых древних городов нашего государства — Белгород-Днестровский. Существовала ли там исламская интеллектуальная традиция?

— Да, Белгород-Днестровский, который тогда назывался Аккерман, «Белая крепость», входил в состав Османской империи почти 400 лет (с 1484 по 1812 г.). Здесь родился Мухаммад аль-Аккирмани (то есть Аккерманский) — один из самых выдающихся исламских мыслителей XVIII века, автор свыше 60 научных трудов в отрасли исламского права, теологии, философии, арабского языка и даже медицины. Не исключено, что, как и многие другие выдающиеся деятели Османской империи, мог иметь славянское, даже украинское происхождение. На склоне своей жизни, в 1760—1761 годах., аль-Аккирмани занимал должность судьи в Мекке, сделал достаточно успешную карьеру. Некоторые из его произведений издавались в Стамбуле еще в ХІХ веке. В библиотеках Турции, Египта, Алжира, Саудовской Аравии, Германии и Ирана хранятся рукописи философско-теологического трактата «Жемчужное ожерелье, которое объясняет, что Божье знание ничем не ограничено». Написано произведение на арабском, хотя, судя по другим трудам, автор владел еще турецким и персидским. В этом произведении аль-Аккирмани критически анализирует философские взгляды своих предшественников. Заметно, что автор использует метод ибн Сины (латинизированное Avicenna), одного из самых выдающихся мыслителей средневековья. Еще один интересный труд этого аль-Аккирмани — «Послание о пользе зубной щетки», один из экземпляров которого находится в Национальной медицинской библиотеке США. Персонал библиотеки посодействовал мне в получении копии этой рукописи. В небольшом произведении аль-Аккирмани перечисляет как медицинские, так и религиозные аспекты использования этого гигиенического приспособления (которое, между прочим, пришло к европейцам именно с Востока).

Почему о мыслителях Крымского ханства так мало известно в Украине?

— Существует немало причин. В советские времена, после депортации крымских татар, популяризация их культуры по понятным причинам не приветствовалась. Тем более религиозное наследие. Да и в наше время, несмотря на то, что сохранилось достаточно большое количество рукописей, только отдельные авторы берутся за эту тему. Но и в этих случаях больше интересуются историей или искусством, чем собственно культурой. Поэтому как в школьных учебниках, так и в пособиях для высшей школы до сих пор повторяется определенный набор стереотипов о наших тюркских соседях. Но в наше время следует осознать, что и Золотая Орда, и Крымское ханство, и Османская империя — это часть украинской истории, которая содержит в себе множество белых пятен, сложных страниц, объективную оценку которых еще предстоит сделать. Сейчас, по крайней мере, можно четко сказать одно: исламская философия на украинских землях имеет чрезвычайно богатую историю. Нельзя обходить стороной эти достижения, ведь лишь осмысление межкультурных взаимодействий прошлого может помочь осознать культурную реальность нашего настоящего.

 
 
Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.