Влияние тюркских народов на культуру и быт Центральной и Восточной Украины

Запорожский казак
Украинский крестьянин 18 ст.
Женский головной убор 16-17 ст.
02.11.2016
Оцените статью: 
(722 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

Этногенез украинской нации является одним из самых сложных и малоизученных. Влияние различных этносов отразилось в культуре, быте и языке украинцев. Во времена СССР была принята концепция существования единой древнерусской народности, из которой в период средневековья сформировались три близкородственных народа: русские, украинцы и белорусы. В настоящее время эта концепция отброшена большинством современных этнологов как ненаучная.

В 19561963 гг. Академия наук УССР провела антропологическое исследование украинского сельского населения. Дело в том, что именно сельское население в наиболее «чистом» виде может дать представление об антропологическом типе того или иного народа. Это исследование является до настоящего времени наиболее полным, эталонным с точки зрения изучения всех антропологических областей Украины.

По мнению сотрудника Центра Льва Гумилева Сергея Фомина «большинство народов мира произошли в результате смешения различных племен и народностей, и украинцы в этом отношении не исключение. Факты свидетельствуют, что украинский народ имеет, помимо славянских, также и глубокие евразийские, тюркские корни. Если на западных украинцев тюрки не оказали существенного влияния, то на культуре и антропологическом составе населения Восточной Украины, особенно Приднепровья и южных областей, отразилось длительное проживание в соседстве с печенегами, торками, половцами, татарами, другими тюркскими народами, включая и межэтническое смешение с ними».

Созданный в VII веке Хазарский каганат был первым восточноевропейским государством, принявшим Ислам. Хазары подчинили себе народы Северного Кавказа и частично Закавказья. В VIII веке они контролировали Крым, а западная граница государства проходила по Днепру. В этот период в состав Хазарского каганата вошел целый ряд славянских племен: северяне, радимичи, вятичи и поляне.

В столице Хазарии, городе Итиль, был отдельный квартал, в котором жили славяне. Из них, по словам историка и путешественника Абуль-Хасан Али ибн аль-Хусейн аль-Масуди (896956), состояла личная гвардия хазарского царя. Правители Хазарского каганата назначили семь судей для разбора дел: двое судили хазар-иудеев, двое  мусульман, двое  христиан и один  язычников (сакалиба-славян, русов).

Ослабление Хазарии в Х веке и одновременное усиление Киевской Руси привело к противостоянию между этими государствами. В ходе серии войн каганат был разгромлен. Это позволило печенегам, еще одному тюркскому народу, захватить территории, ранее занимаемые хазарами. Организованное переселение тюркских кочевых народов набрало силу в конце Х-первой половине ХI веков. Следом за печенегами двинулись половцы, торки, берендеи.

Уже в конце Х века отдельные группы тюркских воинов поступали на службу к киевским князьям. В 993 году, согласно сообщению русского историка Василия Татищева, во время битвы под Переяславом в составе великокняжеского войска были и тюрки. «Владимир, прийдя в обоз, послал по всему войску, а также к берендичам и торкам в станы, спрашивая, есть ли такой человек, который бы мог на поединок против печенега выйти».

В последующие два с половиной столетия тюркские племена стали частью этнического пейзажа Киевской Руси. «Повесть временных лет» под 1095 г. упоминает слугу Владимира Мономаха с тюркским именем Байдюк и воина из его княжеской дружины по имени Ельбех. В 1097 году летопись отмечает на службе волынского князя Давида Игоревича трех человек, имеющих тюркские имена Оулан, Колча и Кульмей. Из этих фактов можно сделать вывод о достаточно глубоком проникновении тюркского элемента в кровь и плоть Древней Руси.

В ХIXIII столетиях целый регион на юге государства  Поросье  был заселен племенами торков, берендеев и печенегов. В летописях это племенное объединение, конфедераты, имело название «черные клобуки». Они находились на службе киевских князей и исполняли роль буфера между враждебной степью (половцами) и Русью. В этот период средневековые источники свидетельствуют о многочисленных межэтнических браках между русичами и представителями тюркских народов.

«Поросье и южные земли Левобережья были заселены торками, а также берендеями, ковуями, кипчаками и другими, так называемыми черными клобуками, а частично и печенегами. Все они входили в состав Киевского государства Среди черных клобуков распространялось христианство, они смешивались с древнерусским населением, активно участвовали, как и половецкие отряды, в княжеских междоусобицах»,  пишет украинский исследователь Руси В. Дьяченко.

После монгольского вторжения часть тюркских племен откочевали на восток и юг, влившись в плавильный котел Улуса Джучи, остальное население ассимилировалось, став впоследствии частью украинского народа.

В XIVXV веках большая часть территории современной Украины представляла собой зону расселения тюркских племен. В этот период возник феномен казачества. Изначально казаками становились вольные люди, не желавшие подчиняться какой-либо власти, уходившие в степь для занятий промыслами: рыболовством, охотой, бортничеством, земледелием. Со временем охотники и рыболовы сформировали вооруженные отряды для защиты своих территорий.

На юге Украины, в зоне смешанного тюркско-славянского населения, родилось запорожское казачество. Постоянные межнациональные контакты привели к тому, что жители центральной части страны переняли у своих тюркских соседей  татар, турок и ногайцев  не только способы ведения войны, но и в значительной степени одежду, предметы быта, кривые сабли, шаровары, чубы-оселедцы, а также слова: «атаман»«майдан»«гайдамак» и многие-многие другие.

В зоне тюркско-украинского порубежья нередкими были и смешанные браки. Точками ассимиляции были многочисленные слободы, в частности на реке Сейм, где рядом жили татары и представители славянских народов, в первую очередь украинцы.

Многие украинские фамилии имеют тюркское происхождение. Вот лишь некоторые примеры: Келеберденко, kelle  турец., туркм., казах «голова»; Берды туркм. имя собственное; Колченко, Кольченко, Кольчук. Колча  имя слуги князя Святополка XI в. возможно, от тюрк. qоl «войско, отряд» и аффикса -çu, аналогии  турецкие слова qolcu «воин в патруле» и qulcu «надсмотрщик». Уместно вспомнить тут и казака Мамая, героя украинского народного эпоса, тезку золотоордынского хана Мамая, ставшего родоначальником княжеского рода Глинских (от городка Глинск на реке Ворскла). Фамилия Мамай до сих пор широко распространена во многих районах Центральной и Восточной Украины.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.