Что такое «Новруз» и стоит ли его отмечать мусульманину

В Туркменистане Новруз называется Национальным праздником весны (Milli bahar baýramy)
Баку. Празднование Новруза у стен Девичьей Башни (Qız Qalası) — символа азербайджанской столицы
У крымских татар Новруз имеет название Наврез
Костёр, через который, согласно поверью, нужно перепрыгнуть, чтобы очиститься от прошлых неудач
Сэмэни (пророщенная пшеница) вместе со сладостями на праздничном столе
16.03.2016
Оцените статью: 
(568 оценки)
Собкор
Аватар пользователя Собкор

Знать об истории, традициях и фольклоре своего края, своего народа, о бытовавших некогда обычаях и обрядовых действах — это одно, а непосредственно принимать участие в празднованиях и неисламских ритуалах — совершенно иное, — так ответил муфтий Духовного управления мусульман Украины «Умма» Саид Исмагилов на вопрос нашего журналиста о том, можно ли мусульманину отмечать Новруз?

— Разумеется, мусульмане не могут праздновать Новруз со всеми присущими ему языческими элементами. Да, конечно, если день весеннего равноденствия будет отмечаться просто как национальный или народный праздник, как уважение истории и без языческих вкраплений, то еще нужно будет прислушаться к тому, что скажут по этому поводу исламские богословы. Нам из Украины трудно выдать какую-то фетву, какое-то богословское решение, потому что у нас Новруз никак не отмечается. Только мусульманские богословы, которые живут в тех странах, где он издавна отмечался, которые ознакомлены со всеми его тонкостями, должны выносить решение о том, могут ли мусульмане в какой-то форме принимать участие в этих празднествах, — выразил свою точку зрения шейх Саид. — А у нас здесь, в Украине, этот праздник не распространен, и мы даже никогда не задавались этим вопросом.

Так что же это за праздник — Новруз — не мусульманский по происхождению, но который не забыт и отмечается вот уже более тридцати столетий в странах, где исповедуют Ислам? Что же это за дата, c 2010 года ставшая официальным международным событием («International Day of Nowruz») и вошедшая в календарные праздники ООН? Известная исследовательница, социолог Института социологии НАН Украины Ольга Максименко рассказала о корнях и традициях этого праздника.

Новруз — это день весеннего равноденствия — 21 марта, праздник весны или нового года… Возникнув в Хорасане более 3000 лет назад, почти одновременно с возникновением земледелия, он распространился по всем сопредельным странам.

Вот что писал Сабир Рустамханлы, известный азербайджанский поэт и писатель, о Новрузе в своем произведении «Книга жизни»: «Свеча горит… Горит свеча на хонче — праздничном подношении. Глаза наши, привыкшие к яркому свету электрических огней, при свете свечи чувствуют странное умиротворение, успокоение, будто из шума и суеты больших городов мы перенеслись в тихий, спокойный уголок природы. Мягкий огонь свечи, кажется, возвращает нас в детство, в зарю нашей жизни. Оставаясь наедине со свечой, человек остается наедине с собой. Мысли, сомнения, переживания вырываются из неостановимого потока суеты и возвращаются к его естеству, соединяются с его сутью. Проходят перед твоим мысленным взором твои поступки, твои устремления, и ты стремишься отделить зёрна от плевел. Кажется, в этой скромной магии свечи — скрытая сила и красота, сохраняющие в человеке человеческое, очищающие его oт грязи и скверны.

Когда наступала весна, знаменующая новогодье по народному календарю, согласно традиции, в честь каждого из нас (в семье) зажигалась свеча, и каждый из нас при свете этой свечи уходил в себя, в размышления о перевёрнутой странице жизни на пороге весеннего новогоднего возрождения, и это были самые волнующие мгновения».

Новруз (с персидского «нов» — новый, «руз» — день), хотя он по происхождению не является мусульманским, отмечают ежегодно 21 марта жители многих стран — Ирана, Азербайджана, Турции, Афганистана, Татарстана, а также Средней и Центральной Азии. Празднования приходятся именно на период весеннего равноденствия, знаменующий начало весны и нового года по древнему солнечному календарю. Это праздник с весьма богатой и древней историей. Первое письменное упоминание о нём датируется 505 годом до н. э.

Есть разные версии о происхождении Новруза, но чаще всего его связывают с зороастризмом — религией древних народов Ирана, Азербайджана, Средней Азии, о чём свидетельствуют атрибуты праздника. К примеру, до наших дней сохранился обычай разжигать ритуальные костры, зажигать факелы и свечи (зороастрийцы были огнепоклонниками и считали огонь жизненной силой), красить яйца (как символ зарождения новой жизни), проращивать зёрна пшеницы или ячменя и ставить их на праздничный стол вместе с разнообразными сладостями. Новруз вобрал в себя и некоторые языческие традиции, обряды и ритуалы. И, конечно же, как и любой другой праздник, его невозможно представить без музыки, песен, танцев, народных гуляний, игр, состязаний и фейерверков. В Азербайджане, например, праздник (Novruz Bayramı) отмечают несколько дней подряд (раньше его празднование длилось 13 дней). А подготовка к нему начинается где-то за месяц.

По древнему обычаю, до наступления Новруза люди должны особо тщательно навести порядок в домах и вокруг, рассчитаться с долгами. На праздничный стол складывали круглые лепешки из пшеницы, ячменя, проса, кукурузы, фасоли, гороха, чечевицы, риса, кунжута и бобов. В Новруз готовят кушанья из семи, преимущественно растительных, продуктов. Наиболее известным праздничным блюдом является сумаляк — блюдо из проращенных ростков пшеницы.

Каждая из четырёх предпраздничных недель (точнее, каждый вторник) посвящается одной из четырёх стихий — земле, воде, огню и воздуху (ветру).

Первый вторник — это День Воды (Su Çərşənbəsi). Приходится на последнюю неделю февраля. Тогда снега на склонах уже начинают таять, талые воды стекают в низины, спешат к рекам. Вода несёт жизнь. В этот день с восходом солнца люди шли за водой к реке или источнику, умывались, окропляли друг друга. Вода, по которой скользнул солнечный луч, согласно древнему поверью, считается обновлённой и священной, а желания того, кто в ней искупается, должны осуществиться. Это чем-то напоминает купание на Крещение.

Следующий вторник — День Огня (Od Çərşənbəsi). Огонь дарит земле тепло, растапливает ледяной покров, сковавший её. В этот вечер дома зажигают свечи (их должно быть столько, сколько членов в семье), а на улице разжигают костёр.

Третий вторник (Torpaq Çərşənbəsi) посвящён Земле — Земле-матери, Земле-кормилице. Природа начинает оживать — сквозь землю пробиваются первые нежные травинки. В этот день замачивают зёрна пшеницы для будущего праздничного стола, приговаривая: «Сэмэни, береги меня, ежегодно буду выращивать тебя!» («Səməni, saxla məni, ildə göyərdərəm səni!»). Проросшая пшеница (сэмэни) является символом благосостояния, священного хлеба.

Четвёртый и последний вторник — День Ветра, Ветровей (Yel Çərşənbəsi)… Мягкий весенний ветерок ласкает землю, колышет кусты, пробуждает деревья от зимнего сна, раскрывает почки. Этот день считался самым важным среди всех четырёх. Именно ему посвящались многочисленные обряды и ритуалы, в частности разнообразные гадания.

Интересным было гадание на слух, когда парни и девушки подходили к дверям соседей и подслушивали их разговоры, а из услышанного пытались угадать, сбудется ли их желание или нет. Кстати, в последний праздничный вторник запрещалось ссориться или ругаться — ведь тот, кто выходил гадать, мог услышать эти слова, и нетрудно представить себе, насколько негативный, а иногда и разрушительный смысл они могли приобрести. К счастью, этот обычай сохранился до наших дней: любые ссоры, споры, а тем более ругательства или проклятия недопустимы в дни Новруза. Обиды же следует забыть и простить.

А ещё в последний вторник вечером на улице разжигают костры — символ очищения. Согласно поверью, каждый должен перепрыгнуть через костёр (как славяне в Купальскую ночь), произнося при этом: «Все мои беды тебе, а твою радость — мне». Заливать водой огонь нельзя: лишь после того, как он погаснет, парни и девушки должны собрать пепел и высыпать его как можно дальше от дома. Это значит, что неурядицы тех, кто перепрыгнул через костёр, ушли и больше не вернутся.

В последнюю ночь перед Новрузом все члены семьи брызгают друг на друга водой, чтобы смыть неприятности старого года. Этот праздник принято отмечать дома. Целую ночь должен гореть свет — ведь угасший огонь предвещает несчастье. На столе — праздничный поднос (хонча), посреди него — тарелочка с проросшей пшеницей, свечи — по одной на каждого члена семьи, ярко раскрашенные яйца (которые, кстати, напоминают пасхальные крашенки), сладости (шекер-бура, пахлава, шекер-чурек). По традиции, на праздничном столе должно быть семь блюд, названия которых начинаются на букву «с», например: семелек (блюдо из побегов пшеницы), себзи (зелень петрушки), суджук (застывшая патока с ореховой начинкой). Также на стол кладут зеркальце, а на него ставят крашеное яйцо. Это символизирует окончание старого года и наступление нового: яйцо качнётся — наступит новый год. Все приветствуют друг друга, желают здоровья и долголетия, уюта и семейного счастья.

В Азербайджане все праздничные вторники именуются çərşənbə, хотя çərşənbə — это не вторник, а среда. Вторник — çərşənbə axşamı.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.