В 2013 году в прокат вышел фильм «Хайтарма», (крымскотат. Qaytarma — «Возвращение») — исторический военный драматический художественный фильм режиссёра Ахтема Сейтаблаева, посвящённый трагическому периоду в истории крымскотатарского народа. Фильм основан на реальных событиях, произошедших в мае 1944 года — депортация крымских татар. Главный герой картины — реально существовавшее лицо, военный лётчик-истребитель, гвардии майор, дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан. Одним из самых философских эпизодов в «Хайтарме» стал эпизод с бабушкой, заворачивающей в платок Коран, хлеб и землю, по ее словам, этого достаточно, чтобы жить.
20 фактов о фильме «Хайтарма», которые могли не знать зрители, опубликовала крымскотатарская газета Avdet.
Факт 1. Первый художественный крымскотатарский фильм «Хайтарма» был презентован не только в кинотеатрах Акъмесджита (Симферополя), но и Киева, Львова, Москвы, Берлина, Нью-Йорка, Торонто.
Факт 2. С огромным успехом прошли показы фильма на 11-м Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера», на казанском Международном фестивале исламского кино, на юбилейном пятидесятом фестивале «Золотой апельсин» в Анталье, фильм получил гран-при на Трускавецком международном кинофестивале телевизионных фильмов «Корона Карпат», кинокартина также получила престижную российскую кинопремию «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».
Факт 3. В основу сюжета фильма положены действительные исторические события — депортация и место нахождения Амет-Хана Султана на ее момент в Алупке.
Факт 4. Подготовка к работе над фильмом началась еще в августе 2012 года, сами съемки — осенью того же года, а через четыре месяца, в апреле, фильм уже был готов.
Факт 5. Птица орел была символом летчика Амет-Хана Султана. В одном из боев командующий восьмой воздушной армии, куда и входил девятый истребительный полк асов, в котором служил Амет-Хан Султан, стал свидетелем, как одним летчиком было сбито 6 самолетов. Когда Амет-Хан приземлился, он сказал ему, что тот настоящий орел, и попросил нарисовать на своем истребителе орла. «Так мне будет легче тебя узнать», — сказал командующий. В первый съемочный день фильма «Хайтарма», будто мистика, в бездонной крымской вышине, прямо над местом съемки, появился орел.
Факт 6. Актер крымскотатарского театра Расим Юнусов, исполнивший роль старика-водоноса, с его кричащим молчанием, родился незадолго до депортации и сыграл в фильме практически своего деда.
Факт 7. Одним из самых философских эпизодов в «Хайтарме» стал эпизод с бабушкой, заворачивающей в платок Коран, хлеб и землю, по ее словам, этого достаточно, чтобы жить. Не зря, показывая уважительное отношение к главным ценностям своего народа, режиссер А.Сеитаблаев выбрал на эту роль свою мать, актрису Субие Налбантову…
Факт 8. Швейная машинка, которую старик бережно несет на плече в сцене депортации фильма «Хайтарма», та самая, что была вынесена матерью актера в ночь высылки.
Факт 9. Самолет, на котором летает главный герой фильма, не боевая машина, а ее макет. Его, как и другие декорации, вырезали, клепали, клеили, сваривали, красили…в ангаре Бахчисарайского завода стройиндустрии.
Факт 10. Боевой возглас «Алю, три креста за мной!» — любимая фраза реального Амет-Хана перед боевой атакой, которая говорила о скорости, стремительности, с которой нужно было выполнить задание. Такие фразы мы не раз слышим от А.Сеитаблаева.
Факт 11. Труднее всего создателям фильма было сохранить историческую правду с местом съемок. В реальной жизни это окрестности Севастополя, Алупка, станция Сюрень, откуда эшелон с изгнанниками уходил из Крыма. Однако эта станция была совершенно непригодной для съемок, поэтому местом локаций выбрали запасные пути бахчисарайского вокзала, ставшего масштабной декорацией.
Факт 12. Товарные вагоны, в которых в 1944-м отправляли крымских татар в ссылку, найти так и не удалось, зато нашли очень похожий состав для перевозки скота.
Факт 13. В силу того, что в Алупке из-за ее географического положения (подъемы, узкие улочки) технологически снимать было сложно, местом локаций был Бахчисарай.
Факт 14. Захватывающие кадры воздушного боя стремительных полетов в крымском небе — во всех этих сценах принимали участие не профессиональные летчики, а киевские компьютерные дизайнеры. Операторы снимали самолеты на рир-экране (фон одноцветного куска ткани), затем в процессе монтажа он заполнялся нужным пейзажем. Настоящие воздушные съемки, конечно, были, но производились они с вертолетов.
Факт 15. Трудным также оказался поиск актрис на главные женские роли. Бесконечные кастинги не решали этой проблемы. В какой-то момент даже появилась идея пригласить для участия в картине турецких кинозвезд, но ни одно лицо не передавало той извечной печали, что несут в своих глазах крымские татарки.
Факт 16. В реальной жизни рядом с Амет-Ханом во время депортации находился его боевой товарищ летчик-ас Павел Головачов, но в фильме ему дали имя Владимир Нарышкин. По словам исполнителя роли Вовки Андрея Саминина, в воспоминаниях Головачова есть фрагмент депортации, когда он находился рядом с Амет-Ханом Султаном, и на его глазах происходила вся эта история. Ощущения стыда, невозможности что-то изменить, повернуть историю чувствовал в то время Павел Головачов.
Факт 17. Не было сомнений в том, кто будет играть главную роль. Чуткие, как у скрипача, пальцы летчика, дерзкие глаза озорного алупкинского паренька и неожиданно детская улыбка на мужественном лице летчика-героя… По словам Шевкета Сейдаметова, художника-постановщика фильма, Ахтем Сеитаблаев имеет необычайную схожесть с внешностью дважды Героя и достаточно близок по образу.
Факт 18. По мнению создателей фильма, и это главное, о чем они сожалеют, — сюжетная линия любви Амет-Хана и Фериде, не проработана так, как хотелось бы. Ее пришлось сократить до минимума поневоле. По сценарию главный герой должен был сделать предложение любимой сидя на коне, но во время съемок животное сбросило с себя Ахтема Сеитаблаева, после чего он получил тяжелую травму ключицы. Это была его одиннадцатая съемочная травма.
Факт 19. Сестру Амет-Хана Султана сыграла дочь режиссера Назлы Сеитаблаева.
Факт 20. Съемки такого масштаба и массовости были бы не возможны без информационно-организационной работы ATR. Телеканал взял на себя не только перевоз к месту съемок более тысячи человек, его стилисты, костюмеры работали с гримом и одеждой непрофессиональных актеров, но и обеспечили им питание и медицинское обслуживание. Неоценима роль ATR и при оказании помощи профессиональной съемочной группе, для которой были созданы самые лучшие условия для творчества.
Напомним, премьерный показ фильма «Хайтарма» состоялся 17 мая 2013 года, в канун 69-й годовщины депортации крымскотатарского народа. Премьерный показ художественной ленты «Хайтарма» сразу же начался со скандала: в симферопольский кинотеатр «Космос» на просмотр фильма не пришли некоторые гости из Москвы после беседы в генконсульстве РФ в Симферополе, где им настоятельно не рекомендовали этого делать. Генеральный консул Владимир Андреев, который сам не смотрел фильм, заявил, что в фильме события представлены однобоко и совсем не освещаются причины решения советского руководства о депортации. 9 сентября 2013 года фильм принимал участие на Казанском международном фестивале мусульманского кино, где он не был включён в конкурсный показ, хотя изначально планировалось этой лентой открыть кинофестиваль. Организаторы фестиваля поменяли своё решение после звонка из МИД РФ, которое не рекомендовало показывать фильм в конкурсном просмотре. В результате фильм «Хайтарма», собравший рекордное количество зрителей, был показан вне конкурса, без традиционного обсуждения фильма после просмотра.
Фильм «Хайтарма» был отмечен наградами:
2013 — лауреат премии Национального союза кинематографистов Украины в номинации «Лучший игровой фильм» Украины в 2013 году;
2013 — гран-при Трускавецкого международного кинофестиваля «Корона Карпат» ;
2014 — лауреат российской национальной кинопремии «Ника» в номинации «За лучший фильм стран СНГ и Балтии» за 2013 год (совместно с фильмом «Экскурсантка» (Литва);
2014 — призы Международного кинофестиваля «Кимера» («Kimera International Film Festival») в итальянском городе Термоли в номинациях «Лучший режиссёр» и «Лучший фильм»;
2014 — победитель в номинации «Лучший полнометражный фильм» на кинофестивале Trieste Film Festival в Италии.
Источник: Avdet, Хайтарма