В память о Номане Челебиджихане

В память о Номане Челебиджихане
28.02.2013
Оцените статью: 
(379 оценки)
nourdeen
Аватар пользователя nourdeen

23 февраля в Крыму прошли траурные мероприятия по чествованию памяти мученически убитого 95 лет назад в Севастополе революционными матросами-анархистами Муфтия Крыма, Польши, Белоруссии и Литвы, председателя первого Курултая крымских татар, председателя национального правительства Крымской Народной Республики Номана Челебиджихана.

Накануне, во всех мечетях полуострова были проведены поминальные молитвы (дуа), в которых приняли участие члены Миллий Меджлиса и делегаты Курултая крымскотатарского народа, представители общественности.


Молодежные и просветительские организации крымских татар организовали акции в память выдающегося общественного деятеля. В Крымском инженерно-педагогическом университете открыта мемориальная комната Номана Челебиджихана. В различных учебных заведениях были организованы тематические выставки. В Севастополе, под стенами бывшей тюрьмы, где погиб Муфтий, прошел траурный митинг, в котором приняло участие около тысячи человек. В Джанкое представители молодежных организаций провели флешмоб...


Какое наследие оставил после себя человек, проживший небольшую, но чрезвычайно насыщенную жизнь, истинный патриот, без которого вряд ли можно представить и историческое и современное крымскотатарское общественное движение?


Номан Челебиджихан родился в 1885 году близ Джанкоя, в небольшом поселке под названием Буюк-Сонак. Его отец Ибрагим происходил из семьи зажиточных землевладельцев. Именно в своем селе Номан Челебиджихан получил начальное образование.


Позже будущий политик учился в медресе деревни Ачкора Перекопского уезда, а также в медресе Зынджырылы – высшем исламском учебном заведении Крыма, имевшим высокий авторитет за пределами полуострова. «Это, пожалуй, самое большое и богатое медресе не только в Крыму, но и во всей России», писала в 1890 году газета «Переводчик-Терджиман». Наверное, именно здесь Н. Челебиджихан впервые познакомился с просветительскими идеями Исмаила Гаспринского.


Уже в возрасте 21 лет, в 1906 году, Номан отбыл в Стамбул. Поселился в районе Карагурмук, где в то время уже проживало немало мигрантов из Крыма. Получая юридическое образование, Н. Челебиджихан приступает к активной общественной деятельности. В 1909 году появляется тайная организация «Ватан» («Родина»), в которую вместе с Номаном входят Джафер Сейдамет (1889 - 1960) и Абибулла Одабаш (1891 - 1938). Этим двум сподвижникам Н. Челебиджихана также предстоит сыграть важную роль в истории Крыма: Сейдамет станет одной из ключевых фигур Крымской Народной Республики, а позднее – видным эмигрантским деятелем; Абибулла Одабаш – просветителем и писателем.


Опыт, полученный в ходе развития организации «Ватан», поможет Н. Челебиджихану сформировать политическую партию «Милли Фирка» («Национальная партия»), собравшую в 1917 году первый Курултай. Помимо «Ватан», Н. Челебиджихан принимал участие в деятельности «Общества молодых татарских писателей» (Yaş tatar yazıcılar cıyını), возникшего в Стамбуле в 1910 году.


В Стамбуле Н. Челебиджихан знакомится с Исмаилом Гаспринским, устанавливает связи и с членами младотурецких организаций, которые во многом служили примером и для крымскотатарского общественного движения.


В 1912 году Номан покидает Турцию. Однако не задерживается и в Крыму: уже через год становится студентом юридического факультета Санкт-Петербургского института психоневрологии. В эти годы Н. Челебиджихан создает свои главные прозаические и поэтические сочинения: «Къарылгъачлар дуасы» («Молитва ласточек»), «Чобан къызы» («Дочь пастуха»), «Бастырыкъ» («Темница»), «Татарлар юрту» («Отчизна татар»), «Ёлджу гъарип» («Бедный путник») , «Сары ляле» («Желтый тюльпан»). В 1916 году на страницах газеты «Терджиман» появляется стихотворение «Ант эткенмен» («Я поклялся»), впоследствии ставшее национальным гимном крымскотатарского народа.


Во время первой мировой войны, вместе с Джафером Сейдаметом Н. Челебиджихан служит в действующей армии. В марте 1917 года в Крыму произошли события, вследствие которых Н. Челебиджихан оказался в центре политической жизни полуострова.


В качестве реакции на Февральскую революцию 12 марта в Симферополе было созвано общее собрание Крымского мусульманского благотворительного общества. При участии Али Боданинского, Абдул Хакима Ильми, Ибрагима Фехми, Исхака Муллина и других активистов был организован временный мусульманский революционный комитет из 15 человек.


Этот комитет был создан на основании телеграммы мусульманской фракции при Государственной Думе. Мусульманская фракция просила, чтобы крымские татары немедленно послали в Петроград двух делегатов для участия в заседании бюро мусульманской фракции по созыву Всероссийского мусульманского съезда.


Именно на одном из мартовских заседаний комитета Муфтием Крыма заочно был избран Номан Челебиджихан. Его ближайший сподвижник Джафер Сейдамет возглавил вакуфную комиссию, целью которой было формирование ресурсной базы крымскотатарского народного движения. Избрание их на эти должности было полной неожиданностью.


Уже по возвращению в Крым Челебиджихан, помимо Муфтията, возглавил Мусульманский исполнительный комитет. Под влиянием Всероссийского мусульманского съезда, состоявшегося 10-15 мая 1917 года в Москве, в Крыму начала свою деятельность уже упомянутая Милли Фирка – Национальная партия.


С первых дней своего прихода к власти Н. Челебиджихан пытался установить как можно более широкие связи. Весной 1917 года он посещает Уфу, где встречается с руководством Оренбургского мусульманского духовного собрания. Имя Н. Челебиджихана было хорошо известно в этом регионе: когда летом 1917 года Муфтий Крыма оказался под арестом, Второй Всероссийский мусульманский съезд (Казань, 21 июля - 2 августа) направил в адрес Временного правительства требование немедленного его освобождения.


Кроме этого, Челебиджихан неоднократно способствовал участию делегатов из Крыма во всех общероссийских мусульманских событиях, в том числе связанных и с женским общественным движением. Прибывали в Крым и активисты из Поволжья, Польши и других регионов.


В это же время проходили переговоры крымских национальных деятелей с лидерами Украинской Народной Республики Михаилом Грушевским и Владимиром Винниченко. Однако украинские лидеры, по всей видимости, не смогли сформировать окончательного мнения по признанию Крымской Народной Республики: сотрудничать с ней как будущим независимым государством или все же добиться присоединения к Украине.


В начале ноября 1917 года Челебиджихан, выступая на открытии Национального музея в Бахчисарае, объяснил свое видение будущего Крыма так: «В Крыму дружно живут различные национальности, подобно различным цветам и розам в одном цветнике. Мы хотим из этих различных цветов составить букет и поставить его перед европейскими державами и требовать от них гарантий нейтральности и неприкосновенности к Крымскому букету и самому Крыму. Мы будем работать совместно на процветание Крыма. Мы призываем к этой работе все национальности без различия, все расы. Крым должен стать нейтральной и антиимпериалистической страной и образцовым, примерным государством».


26 ноября 1917 года в Бахчисарае начал работу Первый Курултай крымских татар. Это событие получило довольно широкий резонанс, вызвав интерес как в Крыму, так и в соседних регионах. Мусульманский исполнительный комитет получал телеграммы и заверения в поддержке от многих тюркских организаций России. Заседания проходили в течение десяти дней. В итоге была образована Крымская национальная директория, которую возглавил Номан Челебиджихан.


Курултаю не суждено было стать полноценным парламентом. Первая сессия, которая, по воспоминаниям Асана Айвазова, должны была открыться 12 января 1918 года, не смогла начать работу из-за отсутствия кворума. В этом же месяце расклад сил в Крыму существенно изменился: эскадроны крымских татар проигрывают борьбу наступающим большевикам, а руководство Крымской Народной Республики уходит в подполье. Н. Челебиджихан, понимая безысходность ситуации, слагает с себя полномочия. Это не спасает его от ареста 26 января.


Н. Челебиджихан разделил судьбу многочисленных жертв красного террора в Крыму. 23 февраля, без суда, он был убит, а его тело сброшено в море. Этой жертвой режим открыл череду преступлений против крымскотатарского народа, завершившуюся трагическими событиями депортации 1944 года.


Подготовила Г. Энвер къызы

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.