В столичном информагентстве УНИАН 17 ноября состоялась презентация первой в Украине научной работы о джихаде украинского ученого-исламоведов, теолога Сейрана Арифова под названием «Джихад. История, стереотипы, современные реалии, аутентичные источники».
Презентация транслировалась в интернете, ее видеозапись доступна на странице УНИАН.
С книгой, вышедшей в свет в издательстве «Ансар Фаундейшн», представителей СМИ и широкую общественность знакомили сам автор, шейх Сейран Арифов, муфтий ДУМУ «Умма», глава Украинского центра исламоведческих исследований Саид Исмагилов и рецензент, автор предисловия — старший научный сотрудник Отделения религиоведения института философии им. Г. Сковороды НАН Украины, президент Центра религиоведческих исследований и международных духовных отношений, кандидат исторических наук Игорь Козловский. Модерировал презентацию религиозный журналист, историк Дилявер Саидахметов.
Модератор отметил, что работа Сейрана Арифова является комплексным исследованием на тему джихада, его понимания в исламской культуре: автор рассматривает историю этого термина, стереотипы, связанные с ним, современное состояние и реалии, в которых проявляется этот феномен, а также аутентичные источники, из которых можно узнать о джихаде.
Шейх Сейран, в свою очередь, объяснил, почему написал эту книгу:
— Идея работы возникла очень давно. Я тогда еще только учился в исламском университете одной из мусульманских стран, и тогда произошли печально известные события 11 сентября — всемирно известный теракт, ответственность за который взяли на себя некоторые мусульмане или, скорее, так называемые мусульмане. Все это помнят, хотя это и было довольно давно, и после того были другие теракты разного масштаба. Но так или иначе, по всему миру тогда прокатилась такая волна, когда и политики, и люди науки, и СМИ все это связали с Исламом. Дескать, все это — мусульмане, это джихад, это они так ведут борьбу… И тогда у меня возникла идея: нужно изучить вопрос, исследовать его и постараться, насколько это возможно, дать обществу достаточно ясный, объективный и исчерпывающий ответ на вопрос, что такое вообще джихад в Исламе? И если вы откроете эту книгу, то увидите, что джихад — это очень широкое понятие. Я в книге рассказываю, что такое Ислам как религия вообще, а потом уже перехожу к тому, что такое джихад.
Разновидностей, форм и категорий джихада в Исламе много. Я обращался к историческим примерам, я касался и современных реалий: современной политической ситуации, существования войн, которые, к сожалению, уже многие десятилетия идут в мусульманских странах — Афганистан, Ирак, Сирия, Палестина, Северная Африка и другие. В разделе, посвященном аутентичным источникам, я касаюсь только двух аутентичных источников — ими считаются исключительно Коран и Сунна. Все остальное — это уже не источники: ни история Ислама, ни мнение каких-то авторитетных богословов или мусульманских деятелей. То есть это просто мнения людей, это дела людей, это их интерпретации. А когда мы говорим о джихаде в Исламе, то в этом вопросе должны опираться только на то, что ясно и однозначно пришло в Священном Коране, или то, о чем говорил или чему учил пророк Мухаммад (мир ему и благословение). <...>
Как я сказал, существует несколько категорий, несколько степеней джихада, и только одна из многих форм джихада — это вооруженная борьба, — отметил Сейран Арифов.
Автор напомнил, что в ходе освободительной борьбы народов мусульманских стран против колонизаторов эти события, процессы называли словом джихад, и в своей книге он попытался выяснить, правильно или неправильно, уместно или нет употребляли этот термин.
Работа над книгой продолжалась много лет:
— Много раз перечитывал, много раз редактировал, многократно дополнял. Даже не стану скрывать, что в процессе работы над книгой не раз менял точку зрения в некоторых вопросах.
Как отмечает ученый-религиовед Игорь Козловский, джихад в Исламе — понятие многомерное, полифоническое и охватывает практически все сферы человеческой жизни.
— Этот феномен, который в дословном переводе означает «усилия, усердие», подразумевает всестороннее и постоянное усилие на пути Аллаха, борьбу со многими духовными и социальными проблемами, борьбу с несправедливостью и невежеством, достижение справедливости и порядка, постоянное приложение усилий в работе, обучении, в выстраивании гармоничных отношений в семье и обществе, а также сопротивление агрессору и ведение войны против него. Но самое главное — это усердие, приложение постоянных усилий в утверждении и защите Ислама, — отмечает Игорь Козловский.
Перед тем, как предоставить слово муфтию ДУМУ «Умма», модератор мероприятия, журналист Дилявер Саидахметов, заметил, что термин джихад очень часто используется в СМИ, общественно-политической, религиозной жизни, однако уровень знаний об этом феномене невысок — не только среди немусульман, но и среди мусульман. Ведущий попросил Саида Исмагилова прокомментировать это.
— Действительно, трудно найти еще какой-то богословский термин, который был бы столь политизирован, — отметил шейх Саид. — Джихад — это богословский исламский термин и он вовсе не означает священную войну. Иногда, довольно часто журналисты, политики и некоторые религиозные деятели отождествляют слово «джихад» со «священной войной». Словосочетания «священная война» в Исламе вообще не существует — нет такого! Война в Исламе не считается чем-то священным! Этим чисто европейским термином просто переводят термин «джихад». На самом деле мы видим в священных текстах Ислама — в Коране, в хадисах посланника Аллаха (мир ему и благословение) — слово «джихад». И если бы человек исследовал этот вопрос комплексно, он бы никогда не сказала, что это «война», тем более «священная война»… И вообще, джихад, как отмечает Игорь Анатольевич Козловский, это «усилия». Это приложение усилий для того, чтобы улучшить жизнь — и собственную, и общественную, и жизнь государства. То есть на самом деле это определенное духовное усилие для того, чтобы сделать мир лучше.
Люди, не разбирающиеся в этом вопросе и употребляющие термин «джихад» как им заблагорассудится — они все сводят к понятию войны, а в последние годы сузили и до «терроризма» и «экстремизма». Уже даже не «освободительная война», не какие-то другие попытки мусульман улучшить свое положение — «джихадом» стали называть любой терроризм, любой экстремизм, любое насилие. И случилось так, что термин чисто богословский начали использовать для запугивания людей, потому что всевозможных преступников, террористов, конкретных убийц просто называют «джихадистами». Какой там они ведут джихад, почему их называют «джихадистами» — непонятно…
В этом контексте шейх Саид вспомнил случай из жизни Пророка (мир ему и благословение):
— Вернувшись из очередного военного похода, посланник Аллаха (мир ему и благословение) перед тем, как отпустить солдат домой, сказал: «Мы вернулись с малого джихада — а сейчас все идите на большой джихад!» Они удивились: «А что же такое большой джихад?» — и Пророк (мир ему и благословение) сказал, что большой джихад — это борьба с собственными недостатками, грехами.
Итак, у каждого человека есть недостатки, грехи, и именно борьбу с ними посланник Аллаха называл «большим джихадом», потому что человек может быть очень храбр, очень решителен перед другими людьми, но всегда проигрывает самому себе, может капитулировать перед своими недостатками, перед своей греховностью. Джихад понимается прежде всего как духовная работа над собой. Не вовне, а внутри себя, когда человек занимается собой, своим духовным совершенствованием, повышением нравственности, улучшением своих человеческих качеств, делает добрые дела — это настоящий «большой джихад». Я это вам рассказал как пример того, как нелепо и некомпетентно используется очень важный в Исламе термин, как он употребляется исключительно по отношению к экстремистам и террористам, а на самом деле джихад — это труд, духовный труд над своей душой, над самим собой.
Поблагодарив автора за очень важную работу, Саид Исмагилов выразил свое мнение относительно аудитории книги:
— Ознакомившись с этой книгой, я увидел, что она будет полезна прежде всего журналистам. Пусть на меня не обижаются представители «четвертой власти», но тот, кто пишет об Исламе, о мусульманах, о событиях в мусульманском мире, должен эту книгу прочитать, потому что если он (журналист. — Ред.) не будет разбираться в Исламе и на духовных аспектах Ислама, если будет использовать без знания мусульманские термины — мы будем иметь то, что имеем. <...> Журналистам необходимо прочитать эту книгу и понять, когда можно использовать термин «джихад», а когда недопустимо, особенно в отношении каких-то преступников. И также эта книга, надеюсь, будет очень полезна для преподавателей, прежде всего гуманитарных дисциплин: историков, религиоведов, философов, востоковедов — для всех, кто работает с темой Востока и мусульманской цивилизации.
Как отметил муфтий, формирование негативного образа Ислама, создание ложного представления об этой религии, ее принципах, нормах и символах все чаще опирается как на искаженное понимание явления, так и на откровенную целенаправленную ложь, стереотипы:
— Этот процесс мешает конструктивному диалогу религий и культур, добрососедству и миру. <...> В этой книге шейх Сейран проанализировал аспекты, которые сегодня являются дискуссионными, на которых спекулируют. Например, есть целый раздел, посвященный терроризму: является ли терроризм джихадом, может ли террорист оправдывать свои преступления джихадом? Есть раздел, посвященный борьбе против власти: если эта власть деспотическая, если она нарушает права людей, даже данные Богом, считать сопротивление такой тиранический власти джихадом? То есть очень интересные и актуальные вопросы, без знания которых невозможно понять мусульманский мир — все они есть в этой книге.
После презентации состоялась автограф-сессия.
Книгу можно придбати в українських книгарнях наприклад "Магазин східних товарів"