Польские татары-липки становятся объектом антимусульманский настроений

Трагические события во Франции привели к тому, что этноконфессиональное меньшинство с 600-летними корнями в Польше столкнулось с полномасштабной исламофобией
Трагические события во Франции привели к тому, что этноконфессиональное меньшинство с 600-летними корнями в Польше столкнулось с полномасштабной исламофобией
Трагические события во Франции привели к тому, что этноконфессиональное меньшинство с 600-летними корнями в Польше столкнулось с полномасштабной исламофобией

Польские татары никогда не чувствовали себя в опасности, но в последние месяцы испытывают серьезное влияние исламофобии.

Мусульманка Дженнета Богданович живет в маленькой деревне Крушиняны в нескольких милях от границы с Беларусью. В день парижских терактов в ноябре татарское население деревни как раз справляло открытие первого исламского культурного центра диаспоры. Трагические события во Франции привели к тому, что этноконфессиональное меньшинство с 600-летними корнями в Польше столкнулось с полномасштабной исламофобией. На электронную почту татарской активистки посыпались письма с угрозами, под публикациями об исламском центре на новостных сайтах появились оскорбительные и угрожающие комментарии.

− Польша для поляков, − с такими словами стали обращаться к польским татарам.

За период после падения коммунистического режима в Польшу прибыло более 30 тыс. мусульман, но теперь их осталось только 3000, сообщает Ансар со ссылкой на New York Times. 

− Положение татарской общины в Польше дошло до края. Многое изменилось, − прокомментировал муфтий Польши и татарин-липка Томаз Мискевич.

Как отмечает New York Times, татар Польши эта ситуация ставит в неопределенную позицию на фоне того, как новое националистическое правительство страны сопротивляется переселению беженцев из Европейского Союза и разгораются антиисламские настроения правых христиан.

Тем не менее, хоть татары-липки в Польше становятся объектом антимусульманских настроений, они сами в значительной степени поддерживают жесткую позицию правительства в отношении мигрантов − главным образом мусульманских, наплыв которых отмечается в Европе. Татары опасаются, что дальнейший приток мусульманских мигрантов может поставить под угрозу их монополию в Исламе в Польше, которая формировалась в течение шести столетий, а с ней также их идентичность и традиции.

− Существует огромная группа мусульман, которые не являются татарами, − сказал Джемиль Гембицкий, сторож мечети в Крушиняны. − Мы хотим придерживаться наших собственных традиций, и боимся, что большая группа мусульман из других мест может заставить нас потерять их.

После того, как просоветский режим в Польше рухнул, многие из татарских семей послали своих детей за границу для изучения Ислама в Париже, Сараево, Медине. Идея заключалась в том, чтобы эти люди вернулись в Польшу и помогли восстановить исламские институты страны на польских условиях. Богатые мусульманские страны вливают ресурсы в возрождение Ислама в Восточной Европе, но в Польше татары в основном воздерживались от этого и предпочли управлять этим процессом сами.

Татары-липки возродили культурные и религиозные праздники и возобновили преподавание родного и арабского языка. Две оставшихся мечети в Польше, которая пережила Вторую мировую войну и коммунистические годы, были отремонтированы, открылись новые. В этом году в селе Соколка планируется построить Исламский образовательный центр, в 2017 году еще один в Белостоке.

Справка:

Татары-липки (польско-литовские татары, белорусские татары, липки) — самостоятельная этнотерриториальная общность татар. Численность — свыше 11 тыс. человек (начало XXI века), из них в Белоруссии — 7,3 тыс., в Литве — около 3,2 тыс., в Польше — около 500 человек. Отдельные представители проживают также в Латвии, Молдавии, Украине, России и других странах. Письменность на основе кириллицы и латинской графики. Верующие — в основном мусульмане-сунниты, есть также христиане (православные, католики и протестанты). Липки являются потомками тюркских народов из Средней Азии, которые мигрировали в Балтийский регион в XIV веке.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.