В нашем подсознании еще сохранена картинка американского телеканала CNN, когда самолеты с террористами врезаются в
В мире всё больше пропагандируют концепцию секуляризма, то есть идею государства, где общество живет по меркам неограниченной свободы, принимая исключительно те решения, которые посчитает нужным. Ярким примером столкновения секулярных течений, например, с радикальным исламизмом, являются теракты во Франции, связанные с карикатурами Charlie Hebdo. В комментариях редакторов многих влиятельных изданий, вышедших с траурными передовицами в январе 2015 года, есть мысль о возможной угрозе свободе слова и демократии.
В 2006 году издание Charlie Hebdo
Известное теперь Charlie Hebdo в далеком
Тем не менее, редакция не приняла во внимание этих уроков. В ноябре 2011 года в офисе газеты произошло первое нападение. Тогда всё закончилось взрывом, который частично разрушил помещение и оборудование, сломанным сайтом. Впоследствии полиция предполагала, что террористический акт был спровоцирован очередным номером журнала (3 ноября 2011), в котором Charlie Hebdo переименовали в Charia Hebdo, а главным редактором указали Пророка. На обложке номера была карикатура Мухаммада, который как будто говорит: «100 ударов плетью, если вы не умираете от смеха». Причиной этого сарказма журналистов стала победа на выборах в Тунисе исламистской партии и введение законов шариата в Ливии, что неизбежно привело эти страны к реализации методов ущемления прав женщин (обязательное ношение чадры, ограничение свободы, возможное насилие в семье, принудительный брак, возможность быть забросанной камнями до смерти в случае выявления факта прелюбодеяния),
Ключевым стало нападение двух исламистов на редакцию 7 января 2015 года. В течение вооруженного нападения на офис в Париже было убито 12 человек. В общем нападавшие выпустили около тридцати пуль из автоматического оружия. На следующий день после теракта работники заявили о том, что журнал и в дальнейшем будет выходить по графику, однако с тиражом в один миллион экземпляров (обычно было 60 тысяч). 13 января BBC опубликовало новость о том, что тираж следующего номера составит 3 миллиона копий. Впоследствии работниками редакции было анонсировано увеличение тиража с 3 до 5 миллионов экземпляров
Нападение вызвало волну протестов. В Париже прошел марш в память о жертвах терактов, в котором приняли участие несколько десятков глав государств мира, в том числе Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Польши, Украины. Другие страны прислали своих представителей. Россия также.
Однако на территории РФ, в столицах Ингушетии и Чечне, по данным местных журналистов, собрались многотысячные митинги против карикатур на пророка Мухаммада. И собрания эти были спровоцированы, собственно, деятельностью Charlie Hebdo. Также парижский теракт 7 января вызвал волну протестов на территории Африки и в некоторых странах Азии. Беспорядки в Нигерии вылились как минимум в десять смертей, десятки раненых и девять сожженных церквей. Кровавый митинг состоялся также в городе Карачи, в Пакистане, где был ранен выстрелом в грудь фотограф Agence
Таким образом, события, связанные со скандально известной редакцией, будто поделили мир на сторонников демократии и оскорбленных. После нападения террористов фраза «Je suis Charlie» (Я — Шарли) стала лозунгом защитников свободы слова во всем мире.
14 января 2015 года вышел очередной номер журнала тиражом 3 миллионов экземпляров, который в Париже был раскуплен за 15 минут. Тем самым журнал установил абсолютный рекорд за всю историю французской прессы.
Просматривая карикатуры Charlie Hebdo, враждебно настроенные не только к мусульманскому, но и христианскому миру, размышляешь над важностью свободы слова в мире и журналистской этикой. Можно ли считать свободой слова видение, которое одновременно направлено на ограничение религиозных чувств других людей? И второй вопрос — вправе ли мы, журналисты, поднимать рейтинг издания ценой жизни своих коллег? Конечно, я выскажу субъективное мнение, однако расстрел журналистов Charlie Hebdo стал очень успешным шагом медиаменеджмента — увеличение тиража, мировое признание. Без сомнения — никто не мог предположить кровавого нападения, но и политика редакции не изменила своего направления. Более полугода назад журналисты Charlie Hebdo опубликовали карикатуру, на которой Иисус Христос идет по воде, а мусульманский мальчик тонет. Рисунок был выполнен после смерти
Считаю, что сегодня медиа — это весомый инструмент в формировании образов современного мира. Однако журналистам стоит самим выходить за пределы собственных горизонтов, больше общаться и разрушать собственные стереотипы. Это, в частности, касается религиозной карты не только Европы, но и мира в целом. Нужно думать о диалоге, который объединяет, а не разделяет. Поэтому пример изображения Ислама в медиа — это путь, в котором стоит ограничиваться от предубеждений, четко различая фанатизм и духовность, правду и ложь. Потому что агрессия и нетерпимость еще никогда не были эффективным оружием в ответ.
Автор — Юлиана Лавриш
Источник: Духовное величие Львова