Ислам в медиа — путь, в котором следует чётко различать фанатизм и духовность

Ислам в медиа — путь, в котором следует чётко различать фанатизм и духовность
Charlie Hebdo из-за публикации карикатур на пророка Мухаммада попало в мировой медиаскандал
21.07.2016
Оцените статью: 
(513 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

В нашем подсознании еще сохранена картинка американского телеканала CNN, когда самолеты с террористами врезаются в башни-близнецы в Нью-Йорке. Думаю, это был отсчет нового имиджа Ислама, согласно которому мусульмане ассоциируются с террористами. Но могут ли люди, исповедующие идеи Корана, совершающие пятикратный намаз, отдающие милостыню (закят), называться террористами? По моему мнению, не стоит всех сводить к общему знаменателю. Чаще всего именно мир медиа подменяет идеи, ведь Ислам и исламизм  разные понятия; первое  это духовное измерение, а второе  политическая начинка, которая маскируется за религией.

В мире всё больше пропагандируют концепцию секуляризма, то есть идею государства, где общество живет по меркам неограниченной свободы, принимая исключительно те решения, которые посчитает нужным. Ярким примером столкновения секулярных течений, например, с радикальным исламизмом, являются теракты во Франции, связанные с карикатурами Charlie Hebdo. В комментариях редакторов многих влиятельных изданий, вышедших с траурными передовицами в январе 2015 года, есть мысль о возможной угрозе свободе слова и демократии.

В 2006 году издание Charlie Hebdo из-за публикации карикатур на пророка Мухаммада попало в мировой медиаскандал. Как и тогда, так и сегодня главный аргумент оправдания  соблюдение свободы слова. Без сомнения, журналисты французского журнала не могли не предусмотреть возмущение среди своих читателей, ведь карикатуры оскорбляли не только мусульман, было там немало отвратительных рисунков и о христианском мире.

Известное теперь Charlie Hebdo в далеком 1970-м образовалось из двух изданий: Charlie Mensuel и Hara-Kiri. Кстати, Hara-Kiri был закрыт после грубой шутки о смерти Шарля де Голля. 23 ноября вышел первый номер Charlie Hebdo, название которого содержит аллюзию на предысторию его существования. Журнал публиковал карикатуры (часто очень грубые, язвительные и оскорбительные) на ведущих политиков, святыни христианства и Ислама, в частности на пророка Мухаммада. В качестве примера уместно вспомнить жестко написанный отзыв журнала (сентябрь 2012 года) на любительский фильм «Невинность мусульман», который вызвал беспорядки в некоторых арабских странах. Показательной также была публикация 1 марта 2006-го «Манифеста двенадцати» против нового тоталитаризма  исламизма. Он был создан двенадцатью интеллектуалами. Вот короткий отрывок: «Завоевав победу над нацизмом, фашизмом и сталинизмом, мир сталкивается с новой глобальной угрозой тоталитарного типа  исламизмом. Мы, писатели, журналисты, интеллектуалы, призываем к сопротивлению религиозному тоталитаризму, к утверждению свободы, равенства возможностей и светскости для всех!».

Тем не менее, редакция не приняла во внимание этих уроков. В ноябре 2011 года в офисе газеты произошло первое нападение. Тогда всё закончилось взрывом, который частично разрушил помещение и оборудование, сломанным сайтом. Впоследствии полиция предполагала, что террористический акт был спровоцирован очередным номером журнала (3 ноября 2011), в котором Charlie Hebdo переименовали в Charia Hebdo, а главным редактором указали Пророка. На обложке номера была карикатура Мухаммада, который как будто говорит: «100 ударов плетью, если вы не умираете от смеха». Причиной этого сарказма журналистов стала победа на выборах в Тунисе исламистской партии и введение законов шариата в Ливии, что неизбежно привело эти страны к реализации методов ущемления прав женщин (обязательное ношение чадры, ограничение свободы, возможное насилие в семье, принудительный брак, возможность быть забросанной камнями до смерти в случае выявления факта прелюбодеяния), секс-меньшинств, инакомыслящих, к возвращению к практике избиения плетьми, ампутации частей тела (в зависимости от совершенного преступления). Тогдашний главный редактор Charlie Hebdo сказал, что нападение было реализовано глупыми людьми, которые не знают, что такое Ислам, добавив, что они идиоты, которые предают свою религию.

Ключевым стало нападение двух исламистов на редакцию 7 января 2015 года. В течение вооруженного нападения на офис в Париже было убито 12 человек. В общем нападавшие выпустили около тридцати пуль из автоматического оружия. На следующий день после теракта работники заявили о том, что журнал и в дальнейшем будет выходить по графику, однако с тиражом в один миллион экземпляров (обычно было 60 тысяч). 13 января BBC опубликовало новость о том, что тираж следующего номера составит 3 миллиона копий. Впоследствии работниками редакции было анонсировано увеличение тиража с 3 до 5 миллионов экземпляров из-за большого спроса среди населения Франции. Также журнал объявил о том, что доход от реализации номера пойдет на помощь семьям жертв кровавого теракта. После этого французское правительство предоставило редакции Charlie Hebdo 1 миллион евро финансовой помощи. К поддержке присоединились также The Digital Innovation Press Fund (250 тысяч евро), The Guardian Media Group (100 тысяч фунтов).

Нападение вызвало волну протестов. В Париже прошел марш в память о жертвах терактов, в котором приняли участие несколько десятков глав государств мира, в том числе Бельгии, Великобритании, Германии, Испании, Италии, Польши, Украины. Другие страны прислали своих представителей. Россия также.

Однако на территории РФ, в столицах Ингушетии и Чечне, по данным местных журналистов, собрались многотысячные митинги против карикатур на пророка Мухаммада. И собрания эти были спровоцированы, собственно, деятельностью Charlie Hebdo. Также парижский теракт 7 января вызвал волну протестов на территории Африки и в некоторых странах Азии. Беспорядки в Нигерии вылились как минимум в десять смертей, десятки раненых и девять сожженных церквей. Кровавый митинг состоялся также в городе Карачи, в Пакистане, где был ранен выстрелом в грудь фотограф Agence France-Presse Асиф Хассан. В Алжире и Иордании полиции пришлось бороться с протестом, применяя грубую силу.

Таким образом, события, связанные со скандально известной редакцией, будто поделили мир на сторонников демократии и оскорбленных. После нападения террористов фраза «Je suis Charlie»  Шарли) стала лозунгом защитников свободы слова во всем мире.

14 января 2015 года вышел очередной номер журнала тиражом 3 миллионов экземпляров, который в Париже был раскуплен за 15 минут. Тем самым журнал установил абсолютный рекорд за всю историю французской прессы.

Просматривая карикатуры Charlie Hebdo, враждебно настроенные не только к мусульманскому, но и христианскому миру, размышляешь над важностью свободы слова в мире и журналистской этикой. Можно ли считать свободой слова видение, которое одновременно направлено на ограничение религиозных чувств других людей? И второй вопрос  вправе ли мы, журналисты, поднимать рейтинг издания ценой жизни своих коллег? Конечно, я выскажу субъективное мнение, однако расстрел журналистов Charlie Hebdo стал очень успешным шагом медиаменеджмента  увеличение тиража, мировое признание. Без сомнения  никто не мог предположить кровавого нападения, но и политика редакции не изменила своего направления. Более полугода назад журналисты Charlie Hebdo опубликовали карикатуру, на которой Иисус Христос идет по воде, а мусульманский мальчик тонет. Рисунок был выполнен после смерти мальчика-беженца из Сирии. На карикатуре было написано: «Доказательство присутствия христиан в Европе. Христиане идут по водам. Мусульманские дети  утопают».

Считаю, что сегодня медиа  это весомый инструмент в формировании образов современного мира. Однако журналистам стоит самим выходить за пределы собственных горизонтов, больше общаться и разрушать собственные стереотипы. Это, в частности, касается религиозной карты не только Европы, но и мира в целом. Нужно думать о диалоге, который объединяет, а не разделяет. Поэтому пример изображения Ислама в медиа  это путь, в котором стоит ограничиваться от предубеждений, четко различая фанатизм и духовность, правду и ложь. Потому что агрессия и нетерпимость еще никогда не были эффективным оружием в ответ.

Автор  Юлиана Лавриш

Источник: Духовное величие Львова

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.