Агатангел Ефимович Крымский считается одним из величайших ориенталистов в истории мировой филологической науки, одной из самых высокообразованных фигур своего времени. Всю свою жизнь он с любовью строил «мост» между двумя мирами - украинской культурой и культурой народов Востока. Его имя утверждено XVI сессией Генеральной Ассамблеи ЮНЕСКО в перечне выдающихся деятелей мира. Однако уникальным является тот факт, что, не имея ни капли украинской крови, ученый безоговорочно отдал свою жизнь за украинскую национальную идею, за возрождение отечественной науки и культуры.
Потомок муллы из Звенигородки
На территории Украины имя Агатангела Ефимовича Крымского (1871-1942 гг.), известного в мире востоковеда, слависта, писателя, переводчика-полиглота и историка, человека феноменальной памяти, глубоких знаний и тонкой интуиции долго замалчивалось по идеологическим причинам. Первое упоминание о личности ученого эпохи «расстрелянного возрождения»
появилось лишь в 1980 году
(К. И. Гурницкий). Сегодня же, наоборот, наблюдается повышенный интерес как к самой фигуре Агатангела Крымского, так и к его творческому наследию.
Личность А.Е. Крымского формировалась под влиянием его этнического происхождения, воспитания в семье, полученного
образования, исторической эпохи, круга общения и т.д.
По одной из версий, Агатангел Ефимович был выходцем из этнографической группы татар-липок, поселившихся в XIV - XV вв. на землях современных Литвы, Беларуси, Польши, Украины и Молдовы и исповедовали преимущественно ислам-суннизм, по другой - ученый имел крымскотатарское происхождение.
Как вспоминал сам Агатангел Крымский в 1915 году в интервью корреспонденту бахчисарайской газеты «Терджиман», его родословная берет начало с древнего тюркско-татарского рода, который к концу XVII века жил в Бахчисарае - столице бывшего могущественного Крымского ханства. Один из его предков приходился родней крымскому хану, наследнику могучего Батыя, и был муллой. В 1696 году после конфликта с ханом, спасаясь от его мести, прадед А.Ю. Крымского вынужден был убежать из Бахчисарая и поселиться в XVII веке на территории современной Беларуси (города Борисов и Мстислав). Оказавшись в окружении чужого народа, он принял христианскую веру. А учитывая то, что он был выходцем из Крыма, окрестили его Крымским.
Дом, в котором жил А. Крымский, Звенигородка. Фото 2007 года |
Детство Агатангела прошло в городке Звенигородка, что ныне Черкасская область, где он учился сначала в местном училище (1876 - 1881 гг.), затем - протогимназии в Остроге (1881 - 1884 гг.), Второй киевской гимназии (1884 - 1885 гг.), Коллегии Павла Галагана (1885 - 1889 гг.), Лазаревском институте восточных языков в Москве (1889 - 1892 гг.), Петербургском университете. Именно в этом высшем учебном заведении он успешно сдал магистерские экзамены по арабистике.
По окончанию университета А.Е. Крымский получает двухлетнюю стипендию и едет в Сирию и Ливан. Там он углубляется в мир арабского языка и литературы, ислама, персидской и турецкой филологии.
Изучали Коран по Крымскому
По возвращении из поездки в 1898 году Агатангела Ефимовича приглашают стать приват-доцентом в Лазаревском институте, где ученый преподает семитские языки, ведет курс по арабской филологии, а в 1901 году становится профессором арабской литературы и истории мусульманского Востока, возглавив кафедру арабской лингвистики.
Во время празднования 140-летия со дня рождения А.Е. Крымского у его памятника в Новоград-Волынском |
Из многочисленного наследия А.Е. Крымского - студии по истории стран Ближнего Востока, семитологии, мусульманства, истории ислама и литературы арабов, персов, турок, пособия по арабскому и турецкому языках, учебники по изучению Корана: «История мусульманства» (1904-1912 гг.), «История арабов и арабской литературы» (1911-1912 гг.), «История Персии и ее литературы» (1923 г.), «История Турции и ее литературы» (в 4-х томах, 1924 - 1927 гг.), «Персидский театр , откуда он взялся и как развивался» (1925 г.) .
Отдельного внимания заслуживает и перевод Корана в сопровождении научного комментария автора (1907 г.). В интеллигентных кругах того времени было престижно «изучать Коран по Крымскому». Отдельные историко-литературные монографии Агатангела Ефимовича Крымского посвящены Абану Лихики, П. Алеппскому, «Хамасе» Абу Таммана, Хафизу. Агатангел Ефимович был автором всех важнейших статей, посвященных культуре народов Ближнего Востока, которые были помещены в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона
Известный Агатангел Ефимович и многими художественными переводами Омара Хайяма, Михри-Хитум, Антары, Саади, Хафиза, Фирдоуси и других, в том числе западноевропейских поэтов. Это давалось ему легко, ведь ученый знал более шестидесяти языков, среди которых: польский, французский, английский, немецкий, греческий, итальянский, латинский, древнееврейский, санскрит, хинди, урду и т.д.
Первые переводы и оригинальные произведения ориенталист печатал основном во львовских журналах: «Народ», «Правда», «Жизнь и слово», «Литературно-научный вестник», «Буковина», «Заря».
Как писатель, А. Ю. Крымский известен своими поэтическими произведениями, в основном, на восточные темы, вошедшие в сборник «Пальмовые ветви» (1901 - 1922 гг.), а также рядом рассказов и романов («Бейрутские рассказы» (1906 г.) , «Андрей Лаговский» (1905 г.) Полное литературное наследие мастера художественного слова было опубликовано через много лет после его смерти в 1972 году.
«Вечно буду украинцем»
Любовь к украинскому языку, литературе, истории вспыхнула в Агатангеле Ефимовиче еще во времена учебы в Коллегии Павла Галагана, где ученый подружился с Павлом Житецким, Михаилом Драгомановым. Его до глубины души поразила страждущая судьба украинского народа, пленил образ самой Украины. А. Крымский писал: «Теперь я никогда не сойду с украинской тропы; некогда чужак, я уже вечно буду украинцем».
Очевидно, что уникальность и исключительность наследия известного исследователя состоит именно в гармоничном сочетании «восточных» и «славянских» начал в его сердце. Справедливо заметил в свое время М. Грушевский, что особенностью XIX - начала XX в. в целом была двойственность культурной принадлежности украинской интеллигенции. Так, ученый активно участвовал в украинской национальной жизни конца XIX века, вел переписку с известными деятелями украинской культуры - Е. Огоновским, Б. Гринченко, И. Франко, Лесей Украинкой.
Одна из книг А.Е. Крымского, посвященная шевченковской Звенигородщине - малой Родине автора |
Во времена гетманства Павла Скоропадского Агатангел Крымский переезжает в Киев и становится основателем целого научного направления - украинского востоковедения. В 1918 году ученый становится секретарем Украинской Академии наук, заведующим историко-филологического отдела, кабинета арабо-иранской филологии, председателем Киевского филиала Всесоюзной ассоциации востоковедения, комиссий словаря живого языка, истории украинского языка, а также главой диалектологической комиссии и комиссии по правописанию.
Чуть позже академик становится директором Института украинского научного языка (1921 г.), преподает всемирную историю
в Киевском университете.
Из творческого наследия этого времени - «Украинская грамматика» (в 2-х томах, 1907 - 1908 гг), «Очерки по истории украинского языка» (1922 г. в соавторстве с А. Шахматовым), редактирование первого тома «Академического словаря украинского языка» (1924 г.), «Записки Историко-филологического отдела Украинской Академии наук».
Известно также, что Крымский принимал участие в Первом Всеукраинском Церковном Соборе, который подтвердил автокефалию Украинской автокефальной православной церкви.
Кругами красного ада ...
С наступлением так называемой эпохи Великого красного террора в советской Украине в 30-е годы ХХ века Агатангела Крымского, как и многих других образованных людей того времени, начали преследовать, лишать должностей, отстранять от научно-преподавательской работы в академических учреждениях. Впоследствии его объявляют «идеологом украинских националистов», «главой националистического подполья». Вред А.Е.Крымского, по мнению советской власти, заключался в том, что ученый слишком много внимания уделял исследованию истории украинского языка и литературы, фольклора, этнографии, а все это могло привести к образованию «буржуазного Украинского государства».
Наряду с другими украинскими патриотами – Л.Старицкой-Черняховской, А. Стешенко, И. Черкасским, А. Ярошевичем – ученого обвинили в антисоветской националистической деятельности. Он был арестован сотрудниками НКВД и заключен в Кустанайской (ныне Казахстан) общей тюрьме № 7, славившейся своим жестоким режимом и изящными пытками.
25 января 1942 года жизнь физически немощного, больного, почти слепого Агатангела Крымского, трагически оборвалась в лазарете тюрьмы от крайнего истощения. Так, человек страстной любви к Украине, энциклопедических знаний и необычайной силы таланта стал жертвой бесчеловечного преступления и идеологического безумия тоталитарной большевистской власти. Гибель академика Крымского навсегда останется в истории вечным клеймом, занозой в сердце миллионов соотечественников.
Посмертно реабилитированный
Имя великого украинца, настоящего ученого и патриота было посмертно реабилитировано в 1957 году.
Его жизненный путь - пример победоносной и честной борьбы интеллигенции 20-х годов прошлого века за свободу.
Ныне Институт востоковедения НАН Украины носит светлое имя Агатангела Ефимовича Крымского, а благодарные земляки одну из центральных улиц его родной Звенигородки назвали именем великого ученого.
По материалам сайта Украинского Реестрового Казачества
Ссылки по теме:
Агатангел Крымский – украинский феномен в европейской культуре