Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > Сейчас формируется новая украинская идентичность, к которой приобщаются представители разных религий, — востоковед

Сейчас формируется новая украинская идентичность, к которой приобщаются представители разных религий, — востоковед

 Сейчас формируется новая украинская идентичность, к которой приобщаются представители разных религий, — востоковед
28.07.2016

Известный востоковед Михаил Якубович считает, что именно сейчас формируется новая украинская идентичность, к которой приобщаются представители разных религий. Это мнение авторитетный ученый высказал в интервью изданию «Дивись-INFO».

Приводим текст интервью полностью:

В связи с политическими событиями за два года на Львовщине увеличилось количество мусульман. Связана ли эта тенденция только с переселенцами (крымские татары), или свидетельствует о более сложных религиозных процессах, происходящих в украинском обществе, а также о негативных стереотипах относительно Ислама спросили у востоковеда Михаила Якубовича.

Михаил, не свидетельствует ли появление различных религиозных центров в Украине (мусульманский центр «Ихсан») и случаи обращения христиан в Ислам о потере привлекательности христианства как такового?

— Нет, не думаю. Конечно, многие христиане на определенном уровне разочаровались в религиозных организациях, к которым они относятся, и порой случается, что это подталкивает к духовным поискам. На самом деле как Ислам, так и христианство — это духовные максимы, а в реальности мы имеем разнообразие различных конфессий. К мотивам людей, которые меняют свое вероисповедание на исламское, я бы отнес позитивное видение Ислама как духовного сокровища, а не исключительно негативная интерпретация христианства. Кроме того, я не замечаю «популяризации Ислама», то есть резкого увеличения количества исламских общин или институтов. Религиозная жизнь в Украине стабилизировалось в середине 2000-х и только события 2013–2014 внесли свои коррективы.
Увеличилось количество мусульман в отдельных регионах за счёт переселенцев (крымских татар, которые переехали, например, на Винничину или Львовщину), но в целом место Ислама в украинском обществе осталось таким же.

Какие вызовы перед украинским обществом ставит мультикультурализм?

— Мультикультурализм — это сложное понятие; если речь идет о мультикультурализме как идеологии — это одно, если просто как сожительство разных этносов и религиозных общин — это другое. В Украине уже достигли второго, и здесь именно исламская община не представляет никаких угроз. Основные дискуссии — это, например, вопрос языка: для кого-то типичное двуязычие (украинский/русский) — это уже мультикультурализм, который не следует нарушать. Эти вещи порой важнее религиозных. Роль Ислама именно в этой теме периферийная, ведь у нас не так много мусульман. Сейчас, насколько я могу судить, наоборот формируется новая украинская идентичность, к которой приобщаются представители разных религий. Тренд патриотизма, особенно на фоне АТО, это именно то, с чего может вызреть видение Украины как национального государства, а не реформированной территории УССР.

Должен ли религиозный фактор стать той основой в Украине, вокруг которого могло бы образоваться национальное государство, а не реформирована территория УССР?

— Трудно сказать, ведь у нас поликонфессиональная страна. Прежде всего разделённое христианство, и я очень сомневаюсь, что в ближайшее время возможно какое-то принципиальное единство. Главное — это базовые ценности, например, вопрос территориальной целостности государства, демократическое устройство, права человека и др. В общем основные игроки в религиозной сфере здесь едины. Правда, вопрос заключается в том, остаются ли основные религиозные институты моральными авторитетами для народа. Так, уровень доверия к Церкви высокий, но что это значит — доверие к Церкви как наставника еще и в мирских делах, или здесь просто доверие к «духовному»? С тех соцопросов, которые у нас проводятся, сделать общие выводы сложно. Но есть устойчивый диалог и взаимопонимание между многими религиозными лидерами, и это уже позитив.

На каких ключевых ценностях сейчас строится общество, и какое место отводится религии?

— Если идёт речь об украинском — то, по моему мнению, на ценностях консюмеризма, банально говоря, потребления. Это почти капиталистическое общество, со своими постсоветскими коррективами. Роль религии — это «освящать» капитализм, либерализм и демократию. По крайней мере, такую роль религиозные организации выполняют в западных обществах. Украинец религиозный, но в частном смысле — он хочет верить так, как он хочет, работать на себя и особо не обращать внимания на то, во что верят другие. Поэтому мы в целом толерантны, и политизация религии (как это происходит в России, например) часто вызывает у нас осуждение.

Немного о положительном влиянии различных идентичностей на украинскую.

— Украина — это государство, где исторически существуют определенные различия между регионами; но большинство государств мира — именно такие. Я бы выделил четыре основных типа идентичности — западно-католический, украинско-православный, московско-православный и юго-мусульманский. Это обобщение, но так сложилось, что Украина находилась на пересечении нескольких миров. Влияет ли каждая из этих идентичностей «позитивно» — это очень сложный вопрос, но есть такая реальность, которая есть. Сейчас главное — прийти к общим базовым ценностям, когда эти идентичности не будут исключать украинскость как таковую. Потому что когда начинают рассказывать, что, мол, никакой «Украины» нет (а есть «Святая Русь» или «Халифат»), позитива здесь мало.

Кто продвигает негативные стереотипы относительно Ислама?

— Сейчас это вопросы, транслируемые в основном из европейских медиа. В частности, терроризм, новая волна которого связывается с ИГИЛ. ИГИЛ — это сложный и не до конца понятный феномен, но выглядит всё так, как будто это чей-то «проект», направленный на дестабилизацию Ближнего Востока (хотя есть и автохтонные факторы). Сейчас, например, мало кто вспоминает «Аль-Каиду», которой когда-то запугивали весь мир. На вопрос, существует ли «исламский терроризм», не стоит отвечать отрицательно. Так, Ислам как духовная категория свободен от этого зла, но в исламских обществах настоящее насилие с религиозной (или псевдорелигиозной) мотивацией является обычным явлением. То, что Европа пережила в средневековье и времена Реформации. Задача бороться с этими стереотипами — это ответственность мусульманских организаций, а Украинское Государство должно делать всё, чтобы у нас не было ни «исламского», ни «православного», ни любого другого террора.

Источник: Дивись-INFO

Теги: 
Михаил Якубович
идентичность
ИГИЛ
Украина
украинское общество
христианство
Ислам
религиозные общины
исламоведение
религиезнавство

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/seychas-formiruetsya-novaya-ukrainskaya-identichnost-k-kotoroy-priobshchayutsya