Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > Фигура Марии играет важную роль в примирении Ислама и христианства

Фигура Марии играет важную роль в примирении Ислама и христианства

Фигура Марии играет важную роль в примирении Ислама и христианства
Фигура Марии играет важную роль в примирении Ислама и христианства
Фигура Марии играет важную роль в примирении Ислама и христианства
Фигура Марии играет важную роль в примирении Ислама и христианства
26.08.2016

Христиане восточной традиции вскоре будут отмечать Успение Пресвятой Богородицы, поэтому на протяжении этой недели верующие с особыми молитвами обращаются к Марии. А насколько образ матери Иисуса является важным для представителей других религий, например, для мусульман?

Религиозный интернет-ресурс «Духовное величие Львова» обнародовал интервью с докторантом Тилбургского католического университета (Нидерланды) Романом Назаренко, в котором говорится относительно упоминаний о Марии в Коране, её роли и формировании имиджа женщины в мусульманском мире.

Роман, какие общие и отличительные черты между Священным Писанием и Кораном?

— Как ни странно, христианство и Ислам — это две самые похожие религии. Коран принимает и признает Ветхий и Новый Заветы (Таурат и Инджиль), вспоминает о Давиде, Соломоне, Ное, Аврааме, называя их соответственно Давуд, Сулейман, Нух и Ибрагим. Одним из основных положений веры в Исламе является вера в пророков. Особую роль играет Иисус (Иса ибн Марьям) и Мухаммад, завершающий эту традицию. Кроме того, есть очень много событий, которые связаны с указанными фигурами. Для нас, христиан, более интересно вычитывать моменты, где присутствуют новозаветные «персонажи», например, Иисус или Мария.

Остановимся на фигуре Богородицы. В Коране — это Мариам. Какой образ Божьей Матери можно определить согласно исламским посланием?

— В Исламе нецелесообразно говорить о Мариам как о Богородице. Однако это единственное женское имя, которое упоминается в Коране! По моему мнению, это достаточно весомый факт, который указывает, насколько уважительно мусульмане относятся к Марии. По подсчетам, Мариам вспоминают в Коране 34 раза — в 32 аятах, 12 сурах, и 35 раз в 19 суре, которая так и называется «Мариам». Как отмечается в сурах, Мария вела очень благоговейную и скромную жизнь; была женщиной Божьей благодати. Упоминается, что в подростковом возрасте она даже служила при храме. В Коране также вспоминается Имран и его жена (здесь можем отследить параллель с родителями Богородицы — Иоакимом и Анной — они также были бесплодными). И вот жена сказала Имрану, что если бы у них родился ребенок, она готова была бы отдать его на служение. В Коране есть по этому поводу такая цитата: «И вот сказала женщина из рода Имрана: „Господи! Я дала обет посвятить Тебе то, что находится в утробе моей! Поэтому прими от меня, ибо, поистине, Ты — Всеслышащий, Всезнающий“» (сура «Аль-Имран» 3:35).

Далее вся история ведёт к рождению Иисуса (Исы). Кстати, в Коране упоминается Благовещение. Согласно Корану (в частности, считываем в суре «Мариам» 19:17), Дух, который уподобился статному мужчине, сообщил Мариам о рождении ребенка. Она не противилась этому решению и приняла Божью волю. Интересно, что после рождения пророка Исы многие обвиняли её в прелюбодеянии, поскольку у неё не было законного мужа. Есть еще один интересный момент, которого нет в Священном Писании, но есть в Коране. Когда Мариам пришло время рожать, в пустыне, где в то время она находилась, было очень жарко. Женщина обратилась к Аллаху со словами, что лучше смерть, чем боль и насмешки людей. Тогда из её лона заговорил Иса. Об этом более подробно считываем в суре «Марьям» 19: 23–24: «Подошла с родильными муками к стволу пальмы и сказала: „Как бы я хотела умереть раньше и быть навсегда забытой!“. И воскликнул из-под неё [Иса]: „Не печалься, Господь создал возле тебя ручей!“».

Когда же она пришла к своим родным, и те начали осуждать её, сказал Иса: сура «Мариам» 19:30: «Поистине я раб Аллаха. Он даровал мне Писание и сделал меня пророком».

Многие женщины упоминаются в Коране, однако по имени называют только Мариам. Очевидно, что история Марии влияет на формирование общего имиджа женщины в Исламе. Как именно?

— Сегодня очень много стереотипов относительно образа женщины в мусульманском мире. В Коране упоминается, что Закария учил Мариам Ветхого Завета. Поэтому Коран не запрещает женщине получать знания или образование. Согласно кораническому преданию, женщина более терпеливая, гибкая, аскетическая, знает, как принять решение в определенных обстоятельствах, определенные предписания религии. Она готова пожертвовать чем-то личным ради религии. Женщина — устойчивая и сильная. Например, коранический образ Марии демонстрирует всю взвешенность, хладнокровие и мудрость, с которой она выстояла перед коварными оскорблениями и обвинениями. Кроме того, Коран показывает образ набожной женщины, которая полностью полагается на волю Аллаха.

Сейчас, в частности в исламском мире, работают кружки, которые называются «Мариам» — это волонтерские сообщества ради хороших дел, помощи нуждающимся и благотворительности. Поэтому, по моему мнению, это видимый и абсолютно практический символ почитания Марии.

Есть ли в Исламе определенный культ почитания Мариам?

— Мариам и Иса — очень почитаемые фигуры в этой религии, однако они не наделены божественным статусом, как, например, в христианстве. Согласно Корану, если кого-то будут почитать или восхвалять очень сильно, есть опасность впасть в грех идолопоклонства. Это разное понимание тянется еще со времен т. н. иконоборчества, где сформировались различные взгляды относительно почитания икон и поклонения тем, кто на них изображён. Больше можно говорить о ветхозаветных пророках или, например, о пророке Исе. Согласно традиции, он исцелял людей, был наделён свойством творить чудеса. В Коране вспоминается, что Иса имел своих последователей, апостолов. В частности, указано в суре «Аль-Маидда» 5:82: «Истинно, ты увидишь, что ближайшие в любви к тем, которые уверовали, те, которые говорят: „Воистину, мы — христиане!“. Это так, ведь среди них есть священники и монахи, не возвышающие себя».

Через образ Мариам возвеличиваются женщины в этой религии как таковые. В мусульманской традиции долгое время существовало стремление подчеркнуть важность не только Мариам, но и других женщин, которые сыграли важную роль прежде всего в жизни пророка Мухаммада. К примеру, особым почетом также наделяются, как минимум, еще две женщины — это жена пророка Мухаммада Хадиджа (первый человек, который принял Ислам, поскольку поверила пророку) и его дочь Фатима. Подробнее в суре «Аль-Ахзаб» 33: 6: «Пророк ближе к верующим, чем они сами. Его жены — их матери».

Как через образ Мариам можно примирить христианство и Ислам?

— Безусловно, сейчас в мире много проектов, направленных на поиск согласия и межрелигиозного диалога. Основной их акцент направлен, очевидно, не на обращение мусульман в христианство или наоборот, но на создание нейтральной площадки, которая помогла бы верующим поделиться основными принципами собственных религий и узнать верования других людей. Это очень важно, поскольку именно незнание принципов Ислама или христианства, «столпов» веры, нравственных и семейных ценностей способствует распространению стереотипов.
Межрелигиозный диалог — это новое направление, которое нужно развивать и познавать. Во время II Ватиканского собора был подписан документ «Nostra Aetate» об отношении Церкви к нехристианским религиям: «… Церковь с уважением относится и к мусульманам, поклоняющимся Единому Богу, Живому и Сущему, милосердному и всемогущему, создателю неба и земли, обращающегося к людям… Хотя последователи Ислама и не признают Иисуса Богом, они всё же почитают как пророка и чтят Его девственную Мать, Марию, а иногда даже благочестиво призывают Её…». Этот абзац маленького и одновременно наиболее дискуссионного документа II Ватиканского собора стал революционным и начал новую эру взаимоотношений между христианами и мусульманами.

Была создана Комиссия по делам диалога с нехристианскими религиями. В то же время начались различные межрелигиозные семинары в Тунисе, Алжире, Египте, в частности в университете в Каире. Католическая церковь также организовывает различные конференции, способствующие открытию даже академических институтов, которые должны работать в этой сфере. Поэтому можем констатировать, что в наше время происходит активизация сил как с исламской, так и из христианской сторон. Мусульмане смотрят на христиан со своей перспективы, а христиане — по своей, но поиск диалога продолжается.

Справка:

Мария (в Исламе, Марьям, Марйам, Мариам, مريم, в переводе с персидского языка — «цветок») — это мать Иисуса Христа (Иса ибн Марьям). Считается одной из самых праведных и уважаемых женщин в Исламе.

Мария является воплощением мусульманок — смиренная воле Божией, готова пожертвовать всем для благочестивого и праведного образа жизни, практикует религию молитвой и постом. Поэтому это имя является популярным собственным именем девушек-мусульманок.
В честь Марьям названа кораническая сура № 19, в которой рассказывается о чудесном рождении пророка Исы (Иисуса). Её имя связано с «отдачей чести Богу», она является единственной женщиной, которая упоминается в Коране по имени. В Ветхом Завете Мария-Мириам (Марьям, مريم) — это также сестра Аарона (сура «Марьям» 19:28).

Теги: 
мусульмане и христиане
христиане
Коран
Мария
пророк Иса
мусульманки
католицизм
женщина в Исламе

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/figura-marii-igraet-vazhnuyu-rol-v-primirenii-islama-i-hristianstva