Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры

Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры

Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры
Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры
Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры
Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры
Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры
Ансамбль «Бадем» стремится сохранить каждую крупицу крымскотатарской культуры
09.11.2016

Каждую неделю на Подоле в Киеве, в небольшой танцевальной студии, проходят занятия по крымскотатарскому танцу. Несколько лет назад молодая крымская татарка Эльнара Халилова основала женский ансамбль «Бадем», чтобы поддержать и развивать крымскотатарскую культуру, ближе познакомить с ней украинцев.

Идея создания такого ансамбля оказалась востребованной: сейчас «Бадем» — это взрослая и детская группы. Во взрослой занимаются семеро девушек — пять крымских татарок и две украинки. В детской группе маленьких танцоров собралось намного больше — родители, в основном крымские татары из Киева, очень хотят, чтобы их дети знали и умели исполнять танцы своего народа.

— Бадем — женский символ у крымских татар. Звучит красиво, неброско, скромно. Ведь скромность у крымскотатарских девушек — это отличительная черта, — объясняет Эльнара журналистам издания Крым. Реалии. — Крымскотатарская хореография — это такие танцы, как «Агъыр ава ве Хайтарма», «Тым-Тым», «Хоран», «Чобан оюны» и другие.

Раньше, по словам руководителя ансамбля, мало кто делал крымскотатарские танцы постановочными. Люди просто собирались на свадьбах, вечерах и танцевали. Женский крымскотатарский танец призван показать красоту женских рук. Есть даже особенная вышивка на рукавах платья — элькъап. Крымскотатарский женский костюм, который используют для выступлений в «Бадеме», поражает деталями, они одновременно и пышные, и утонченные: феска, пояс quşaq, разнообразный декор и украшения.

Что касается мужской хореографии, она жестче — для мужских партий нужно иметь выдержку, сильные ноги, чтобы «отбивать» жесткие движения, говорит Эльнара. Летом 2016 года, на одном из этнофестивалей в Киеве, девушки из «Бадема» исполняли традиционный мужской танец — «Чобан оюны». Для этого номера не могли найти мужчин-танцоров и в итоге справились сами.

В «Бадеме» танцуют две украинки — Ольга и Роксолана. Оля родом из Мариуполя, более 10 лет живет в Киеве, Роксолана — с Волыни. Остальные девушки родом из Крыма. Кто-то переехал после аннексии 2014 года, кто-то давно здесь живет, учится, работает.

— Я иногда Олю спрашиваю: ну Оль, откуда у тебя такая любовь к крымскотатарской культуре? И она говорит: ты знаешь, такие люди, такая культура мне нравится — и все тут. И я понимаю, что человек говорит от души. Человек, который приходя на занятия, говорит «селям алейкум», а уходя, говорит «сагълыкънен къалынъыз» — это действительно показывает, насколько твоей родной культурой интересуются другие национальности, — рассказывает Эльнара.

Сначала Ольга Московская искала курсы крымскотатарского языка, но не нашла, зато увидела объявление о наборе девушек в студию. Сейчас танцует в ансамбле и получает от этого огромное удовольствие.

— Дело в том, что крымские татары — это третья языковая группа в Украине, и я считаю, что, владея украинским и русским языками, необходимо выучить также и крымскотатарский. В особенности из-за обстоятельств, в которых сейчас оказались крымские татары. Очень важно помочь им сохранить свою культуру. Увидеть и показать другим украинцам ее ценность, донести, что являют собой крымские татары и какой вообще вклад они делают в украинскую культуру, — рассказывает Оля.

На репетиции видно, как она старается, и как красиво у Ольги получаются все элементы танца.

— Движения руками — это очень красиво. Хотя сложно и необычно для нас. Но Эльнара умеет показывать и учить. И девочки очень приветливо меня здесь встретили, — продолжает Ольга. — Никогда не чувствовала себя здесь чужой, а даже наоборот, — мне кажется, им приятно, что украинки занимаются вместе с ними, интересуются крымскотатарской культурой и танцуют крымскотатарские танцы.

По словам Эльнары Халиловой, аннексия Крыма весной 2014-го года наложила огромный отпечаток на жизнь каждой участницы и самого ансамбля «Бадем». Это видно по количеству крымских татар, переселенцев из Крыма, которые приводят детей в студию, по количеству крымскотатарских концертов, на которые зовут «Бадем», а особенно — по обостренному желанию сохранить свое, родное.

Теги: 
ансамбль «Бадем»
крымские татары
крымскотатарская культура
Киев
вынужденные переселенцы
аннексия Крыма

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/ansambl-badem-stremitsya-sohranit-kazhduyu-krupicu-krymskotatarskoy-kultury