Каждую неделю на Подоле в Киеве, в небольшой танцевальной студии, проходят занятия по крымскотатарскому танцу. Несколько лет назад молодая крымская татарка Эльнара Халилова основала женский ансамбль «Бадем», чтобы поддержать и развивать крымскотатарскую культуру, ближе познакомить с ней украинцев.
Идея создания такого ансамбля оказалась востребованной: сейчас «Бадем» — это взрослая и детская группы. Во взрослой занимаются семеро девушек — пять крымских татарок и две украинки. В детской группе маленьких танцоров собралось намного больше — родители, в основном крымские татары из Киева, очень хотят, чтобы их дети знали и умели исполнять танцы своего народа.
— Бадем — женский символ у крымских татар. Звучит красиво, неброско, скромно. Ведь скромность у крымскотатарских девушек — это отличительная черта, — объясняет Эльнара журналистам издания Крым. Реалии. — Крымскотатарская хореография — это такие танцы, как «Агъыр ава ве Хайтарма»,
Раньше, по словам руководителя ансамбля, мало кто делал крымскотатарские танцы постановочными. Люди просто собирались на свадьбах, вечерах и танцевали. Женский крымскотатарский танец призван показать красоту женских рук. Есть даже особенная вышивка на рукавах платья — элькъап. Крымскотатарский женский костюм, который используют для выступлений в «Бадеме», поражает деталями, они одновременно и пышные, и утонченные: феска, пояс quşaq, разнообразный декор и украшения.
Что касается мужской хореографии, она жестче — для мужских партий нужно иметь выдержку, сильные ноги, чтобы «отбивать» жесткие движения, говорит Эльнара. Летом 2016 года, на одном из этнофестивалей в Киеве, девушки из «Бадема» исполняли традиционный мужской танец — «Чобан оюны». Для этого номера не могли найти
В «Бадеме» танцуют две украинки — Ольга и Роксолана. Оля родом из Мариуполя, более 10 лет живет в Киеве, Роксолана — с Волыни. Остальные девушки родом из Крыма.
— Я иногда Олю спрашиваю: ну Оль, откуда у тебя такая любовь к крымскотатарской культуре? И она говорит: ты знаешь, такие люди, такая культура мне нравится — и все тут. И я понимаю, что человек говорит от души. Человек, который приходя на занятия, говорит «селям алейкум», а уходя, говорит «сагълыкънен къалынъыз» — это действительно показывает, насколько твоей родной культурой интересуются другие национальности, — рассказывает Эльнара.
Сначала Ольга Московская искала курсы крымскотатарского языка, но не нашла, зато увидела объявление о наборе девушек в студию. Сейчас танцует в ансамбле и получает от этого огромное удовольствие.
— Дело в том, что крымские татары — это третья языковая группа в Украине, и я считаю, что, владея украинским и русским языками, необходимо выучить также и крымскотатарский. В особенности
На репетиции видно, как она старается, и как красиво у Ольги получаются все элементы танца.
— Движения руками — это очень красиво. Хотя сложно и необычно для нас. Но Эльнара умеет показывать и учить. И девочки очень приветливо меня здесь встретили, — продолжает Ольга. — Никогда не чувствовала себя здесь чужой, а даже наоборот, — мне кажется, им приятно, что украинки занимаются вместе с ними, интересуются крымскотатарской культурой и танцуют крымскотатарские танцы.
По словам Эльнары Халиловой, аннексия Крыма весной