Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)

Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)

Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)
Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)
07.02.2017

В середине XIV в. северное побережье Черного моря стало местом борьбы за влияние сразу нескольких европейских государств. Великое княжество Литовское, пользуясь ослаблением Золотой Орды, стремилось овладеть Киевом и захватить Западное Подолье. В ходе битвы на Синих Водах литовскому князю Ольгерду удалось разбить войска трех эмиров, которые контролировали земли нынешней южной Украины — Котлубея, Хаджибея и Демира (Дмитр).

Улус эмира Хаджибея находился в междуречье Днестра и Южного Буга. Существует мнение, что в период междоусобиц, охвативших Золотоордынское государство, Хаджибей превратил свой улус в полунезависимое государственное образование. Об этом писал украинский историк Я. Дашкевич «Локализация государства Хаджибея не вызывает особенных сомнений — это приморский район тогдашнего „великого“ Подолья». Ставка эмира располагалась на месте нынешней Одессы.

По мнению польских историков XVI в. С. Сарницкого и М. Стрыйковского, название порта и города Хаджибей (Качибей) и Хаджибейского (Катибеевского) лимана происходит от имени одного из эмиров, участника битвы на Синих Водах, Хаджибея. В «Описании старой и новой Польши» Сарницкий сообщает: «Продвинувшись со своими войсками до Борисфена и его устья, он (великий князь Ольгерд) уничтожил все укрепления татар и трех их князей Кадлубаха, Деметрия и Качибея, от которого порт Качибей названный, войском своим уничтожил».

У Стрыйковского читаем об этой же битве: «Не сумев дольше выдержать лобового натиска Литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов».

Эти сообщения подтверждаются и археологическими находками, сделанными в Одессе экспедицией А. Красножона и А. Добролюбского в конце 90-х годов ХХ ст. Они выявили на месте предполагаемого средневекового поселения золотоордынскую красно-желто-ленточную керамику, относящуюся к середине XIV в.

После того, как Ислам во времена правления хана Узбека стал государственной религией Улуса Джучи, в городах стали активно строиться мечети. Нет сомнения, что существовала мечеть и в ставке эмира Хаджибея.

О том, какой она была, можно сейчас только строить предположения. Скорее всего, поселение являлось традиционным аулом кочевников с большим количеством разборных юрт и с минимумом стационарных сооружений. Для тюркских и монгольских кочевников характерны были передвижные юрты, установленные на колесные помосты. Они порой вмещали до нескольких сотен человек и нередко использовались в качестве мечетей. Вероятно, именно такой была и первая мечеть в Хаджибее.
В конце XIV ст. татары были в основном вытеснены литовским князем Витовтом из междуречья Днестра и Днепра, при этом часть из них перешла на службу к литовцам. В 1421 году дипломат и путешественник Жильбер де Ланноа в своем дневнике сообщил о литовских татарах, живших в районе, прилегающем к Хаджибею: «Я переехал через Днестр, Днепр, на котором я нашел одного татарского князя, друга и слугу великого князя Витольда, а также большую деревню, населенную татарами, подданными Витольда. Мужчины, женщины и дети не имели домов, а располагались просто на земле. Этот князь по имени Жамбо предложил мне много рыбы осетрины и дал мне сок из лугового ранункула, чтобы ее приготовить, и хорошо угостил меня. Потом он переправил меня, моих людей и мои повозки посредством своих татар на другой берег реки, имевшей лье в ширину, удивительным образом, в маленьких лодках, из цельного куска дерева».

Де Ланноа был не слишком осведомлен о тонкостях жизни и быта татар. Располагавшиеся «просто на земле», по всей видимости, перекочевали к Днепру незадолго до приезда дипломата и просто не успели развернуть свои юрты. Татары, встреченные фламандским дипломатом, были мусульманами, которые продолжали жить на своих землях под властью князя Витовта (Витольда).

К концу XV в. Хаджибейский порт пришел в упадок, особенно после того, как в 1453 году османы захватили Константинополь, заблокировав проход через черноморские проливы кораблей генуэзцев и венецианцев. Великое княжество Литовское уже было не в состоянии защищать свои отдаленные и малонаселенные земли. В конце концов Османская империя и Крымское ханство захватили Днестровско-Днепровское междуречье.

В 1482 году хан Менгли Гирей совершил поход на Киев. Вероятно, в тоже время им были захвачены и литовские земли на побережье Черного моря. Недаром уже спустя десять лет татары соорудили на месте литовского городка Дашев небольшую крепость Очаков (Озю).

В XVI—XVII вв. Хаджибей упоминался в документах лишь как район добычи соли. Снова интерес к нему со стороны Османской империи возник накануне Русско-турецкой войны 1767—1774 гг. В 1765 году османские власти начали строить новую крепость, портовые сооружения и склады. В том же году в Хаджибее построили и мечеть. Благодаря работе в турецких архивах одесского историка А. Середы были обнаружены несколько интересных документов, касающихся Хаджибея, в одном из них и была найдена точная дата строительства молитвенного дома.

В «Извлечении из архива османской канцелярии» от 28 января 1765 года говорится: «Начальником управления пристани порта Ходжабей вторично назначен мевляну Хафиз Эльхадж Мехмед — да возрастают знания его! — являющийся мюдеррисом Пятого медресе при мечети Сулейманийе и мюдеррисом медресе при мечети Нури Османи (обе находятся в Стамбуле). При его непосредственном участии и при помощи Всевышнего почти закончено возведение мечети, разных строений и пристани в порту Ходжабей, строительство которых (происходит) в соответствии с волей султана».

О том, что мечеть была достроена, свидетельствует и карта русского разведчика И. Исленьева, который под видом купца посетил Хаджибей в 1766 году и составил подробный план крепости, возведенной турками, и сооружений, примыкающих к ней. Есть на этом плане и мечеть, располагавшаяся на месте здания нынешнего Археологического музея Одессы.

В 1789 году русские войска взяли штурмом Хаджибей. 10 октября 1789 года князь Г. А. Потемкин доложил Екатерине ІІ: «Замок Гаджибейский по неудобности положения его и по неимению пристанища, где бы суда безопасно могли держаться, приказал я подорвать, что и исполнено…». Вместе с замком были уничтожены и другие сооружения османского Хаджибея, включая мечеть.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
Хаджибей
Османская империя
история Ислама в Украине
Одесса
Днепр
Золотая Орда
Крымское Ханство
мечеть

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/iz-istorii-mecheti-v-hadzhibee-odesse