Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)

Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)
Хаджибей на картине Ладыженского Г.А.
Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)
Юрта
Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)
Из истории мечети в Хаджибее (Одессе)
07.02.2017
Оцените статью: 
(552 оценки)
О. Степанченко
Аватар пользователя О. Степанченко

В середине XIV в. северное побережье Черного моря стало местом борьбы за влияние сразу нескольких европейских государств. Великое княжество Литовское, пользуясь ослаблением Золотой Орды, стремилось овладеть Киевом и захватить Западное Подолье. В ходе битвы на Синих Водах литовскому князю Ольгерду удалось разбить войска трех эмиров, которые контролировали земли нынешней южной Украины  Котлубея, Хаджибея и Демира (Дмитр).

Улус эмира Хаджибея находился в междуречье Днестра и Южного Буга. Существует мнение, что в период междоусобиц, охвативших Золотоордынское государство, Хаджибей превратил свой улус в полунезависимое государственное образование. Об этом писал украинский историк Я. Дашкевич «Локализация государства Хаджибея не вызывает особенных сомнений  это приморский район тогдашнего великого Подолья». Ставка эмира располагалась на месте нынешней Одессы.

По мнению польских историков XVI в. С. Сарницкого и М. Стрыйковского, название порта и города Хаджибей (Качибей) и Хаджибейского (Катибеевского) лимана происходит от имени одного из эмиров, участника битвы на Синих Водах, Хаджибея. В «Описании старой и новой Польши» Сарницкий сообщает: «Продвинувшись со своими войсками до Борисфена и его устья, он (великий князь Ольгерд) уничтожил все укрепления татар и трех их князей Кадлубаха, Деметрия и Качибея, от которого порт Качибей названный, войском своим уничтожил».

У Стрыйковского читаем об этой же битве: «Не сумев дольше выдержать лобового натиска Литвы, татары начали мешаться и испуганные бежать в обширные поля. На побоище остались убиты три их царька: Кутлубах, Качибей (от имени которого названо Качибейским солёное озеро в Диких полях по дороге как идти в Очаков) и султан Димейтер, и вместе с ними очень много мурз и уланов».

Эти сообщения подтверждаются и археологическими находками, сделанными в Одессе экспедицией А. Красножона и А. Добролюбского в конце 90-х годов ХХ ст. Они выявили на месте предполагаемого средневекового поселения золотоордынскую красно-желто-ленточную керамику, относящуюся к середине XIV в.

После того, как Ислам во времена правления хана Узбека стал государственной религией Улуса Джучи, в городах стали активно строиться мечети. Нет сомнения, что существовала мечеть и в ставке эмира Хаджибея.

О том, какой она была, можно сейчас только строить предположения. Скорее всего, поселение являлось традиционным аулом кочевников с большим количеством разборных юрт и с минимумом стационарных сооружений. Для тюркских и монгольских кочевников характерны были передвижные юрты, установленные на колесные помосты. Они порой вмещали до нескольких сотен человек и нередко использовались в качестве мечетей. Вероятно, именно такой была и первая мечеть в Хаджибее.
В конце XIV ст. татары были в основном вытеснены литовским князем Витовтом из междуречья Днестра и Днепра, при этом часть из них перешла на службу к литовцам. В 1421 году дипломат и путешественник Жильбер де Ланноа в своем дневнике сообщил о литовских татарах, живших в районе, прилегающем к Хаджибею: «Я переехал через Днестр, Днепр, на котором я нашел одного татарского князя, друга и слугу великого князя Витольда, а также большую деревню, населенную татарами, подданными Витольда. Мужчины, женщины и дети не имели домов, а располагались просто на земле. Этот князь по имени Жамбо предложил мне много рыбы осетрины и дал мне сок из лугового ранункула, чтобы ее приготовить, и хорошо угостил меня. Потом он переправил меня, моих людей и мои повозки посредством своих татар на другой берег реки, имевшей лье в ширину, удивительным образом, в маленьких лодках, из цельного куска дерева».

Де Ланноа был не слишком осведомлен о тонкостях жизни и быта татар. Располагавшиеся «просто на земле», по всей видимости, перекочевали к Днепру незадолго до приезда дипломата и просто не успели развернуть свои юрты. Татары, встреченные фламандским дипломатом, были мусульманами, которые продолжали жить на своих землях под властью князя Витовта (Витольда).

К концу XV в. Хаджибейский порт пришел в упадок, особенно после того, как в 1453 году османы захватили Константинополь, заблокировав проход через черноморские проливы кораблей генуэзцев и венецианцев. Великое княжество Литовское уже было не в состоянии защищать свои отдаленные и малонаселенные земли. В конце концов Османская империя и Крымское ханство захватили Днестровско-Днепровское междуречье.

В 1482 году хан Менгли Гирей совершил поход на Киев. Вероятно, в тоже время им были захвачены и литовские земли на побережье Черного моря. Недаром уже спустя десять лет татары соорудили на месте литовского городка Дашев небольшую крепость Очаков (Озю).

В XVIXVII вв. Хаджибей упоминался в документах лишь как район добычи соли. Снова интерес к нему со стороны Османской империи возник накануне Русско-турецкой войны 17671774 гг. В 1765 году османские власти начали строить новую крепость, портовые сооружения и склады. В том же году в Хаджибее построили и мечеть. Благодаря работе в турецких архивах одесского историка А. Середы были обнаружены несколько интересных документов, касающихся Хаджибея, в одном из них и была найдена точная дата строительства молитвенного дома.

В «Извлечении из архива османской канцелярии» от 28 января 1765 года говорится: «Начальником управления пристани порта Ходжабей вторично назначен мевляну Хафиз Эльхадж Мехмед  да возрастают знания его!  являющийся мюдеррисом Пятого медресе при мечети Сулейманийе и мюдеррисом медресе при мечети Нури Османи (обе находятся в Стамбуле). При его непосредственном участии и при помощи Всевышнего почти закончено возведение мечети, разных строений и пристани в порту Ходжабей, строительство которых (происходит) в соответствии с волей султана».

О том, что мечеть была достроена, свидетельствует и карта русского разведчика И. Исленьева, который под видом купца посетил Хаджибей в 1766 году и составил подробный план крепости, возведенной турками, и сооружений, примыкающих к ней. Есть на этом плане и мечеть, располагавшаяся на месте здания нынешнего Археологического музея Одессы.

В 1789 году русские войска взяли штурмом Хаджибей. 10 октября 1789 года князь Г. А. Потемкин доложил Екатерине ІІ: «Замок Гаджибейский по неудобности положения его и по неимению пристанища, где бы суда безопасно могли держаться, приказал я подорвать, что и исполнено». Вместе с замком были уничтожены и другие сооружения османского Хаджибея, включая мечеть.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.