Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > «Чумацкий шлях» — проект о взаимовлиянии украинской и крымскотатарской культур — презентован!

«Чумацкий шлях» — проект о взаимовлиянии украинской и крымскотатарской культур — презентован!

«Чумацкий шлях» — проект о взаимовлиянии украинской и крымскотатарской культур — презентован!
«Чумацкий шлях» — проект о взаимовлиянии украинской и крымскотатарской культур — презентован!
«Чумацкий шлях» — проект о взаимовлиянии украинской и крымскотатарской культур — презентован!
03.05.2017

На территории Национального заповедника «София Киевская» 27 апреля состоялось открытие масштабного музейного проекта «Чумацкий шлях», посвященного взаимовлиянию двух культур — украинской и крымскотатарской.

Размещенные в музейных пространствах центра Киева экспозиции, которые нашли отражение в работах известных современных украинских художников, охватывают период от трипольской культуры до сегодняшнего дня. Название говорит само за себя: испокон веков Крым был связан с материковой Украиной «Чумацким шляхом».

Авторами и инициаторами идеи, как ранее анонсировал Ислам в Украине, выступили крымскотатарский керамист Рустем Скибин и основатель интернет-издания об искусстве In Art Георгий Браиловский. Активное участие в его популяризации принял Меджлис крымскотатарского народа, передает QHA.

На открытии первой выставки в галерее «Хлебня» присутствовал глава Меджлиса крымскотатарского народа Рефат Чубаров, подчеркнув в своей речи, что историю украинцев и крымских татар невозможно разделить:

— Такие выставки помогают политикам и гражданам страны организоваться и перестать повторять и верить в те мифологемы, которые вбивались в головы украинцев на протяжении многих десятилетий, ведь они показывают, что крымские татары и украинцы — это народы, которые невозможно отделить друг от друга.

Он отметил, что экспозиция оставит в сердцах гостей столицы, которые посетят нашу страну в рамках «Евровидения», частицу культур украинского и крымскотатарского народа.

Георгий Браиловский подчеркнул, что авторы проекта пытались не делать его политизированным, поскольку для них главным было культурное единство двух народов.

— Этим проектом мы показываем, что на самом деле наши культуры во многом пересекаются, но что главное — каждая сохранила свою самоидентификацию, — отметил он.

Проект разделен по тематике — милитария, быт, декорирование, музыка и топонимы.

В галерее «Хлебня» представлены экспозиции предметов из коллекций музеев Александра Фельдмана и Алексея Шереметьева. В другом зале посетители могут увидеть работы современных украинских и крымскотатарских мастеров Рустема Скибина, Марины Курукчи и Павла Сахно.

Для каждого отдельного помещения парфюмеры создали особенный аромат, что добавляет реалистичности. В зале «милитари» чувствуется запах кожи и дегтя, которые сопровождали казаков, чумаков и крымских татар во время военных или торговых походов. В противоположном же зале, посвященном предметам быта, ощущается пряный аромат Бахчисарая.

Впечатлениями от экспозиции на своей странице в соцсети Facebook поделилась одна из первых посетительниц выставки — крымскотатарская художница Фериде Мишарова:

— Для того, чтобы понять, насколько близки культуры украинского и крымскотатарского народов, достаточно было взглянуть на инсталляцию, созданную в рамках выставки, благодаря работам художников Рустема Скибина, Павла Сахно и Марины Курукчи. Взглянув на расположение предметов быта в экспозиции, можно сделать вывод, что идеей было максимальное сравнение и проявление схожести культур, где килимы определяли территорию, а расставленные на них предметы отчетливо показывали, что понять, где крымскотатарские, а где украинские предметы быта, было практически невозможно. Обидно и больно за то, что только сейчас, в это тяжёлое для наших народов время, мы начинаем осознавать, насколько мы близки и насколько близка нам культура друг друга, — добавила Фериде.

Проект «Чумацкий шлях» будет реализован на пяти музейных площадках — заповедник «София Киевская», Музей Ивана Гончара, Национальный музей украинского народного декоративного искусства, Музей украинской диаспоры и Национальный художественный музей Украины.

3 мая в Музее Ивана Гончара состоится открытие второго этапа проекта — выставки «Символы бескрайней степи» на основе экспонатов из частного музея Александра Фельдмана и работ современных украинских художников.

5 мая в Национальном музее украинского народного декоративного искусства откроется третий этап — выставка «Гиперонимы». Экспозиция подготовлена на основе собрания музея, инсталляций Зинаиды Лихачевой и Антона Логова, работ современных крымскотатарских мастеров.

Четвертый этап — выставка «Разрушенная сказка», посвященная теме депортации крымскотатарского народа 1944 года, — начнет свою работу в Музее украинской диаспоры в годовщину трагедии, 18 мая. В основу экспозиции легли иллюстрации Ирины Зарубы к крымскотатарским народным сказкам, фотодокументы, семейные архивы по истории депортации, работы современных украинских и крымскотатарских мастеров.

А в рамках проекта в Национальном художественном музее Украины запланирован научно-практический семинар и лекторий, на котором будет рассмотрена тема взаимовлияния украинской и крымскотатарской культур.

Справка:

В свое время профессор Киевского национального университета имени Т. Шевченко Константин Тищенко поделился с журналистами УНИАН результатами уникального исследования. Изучая топонимы Европы, ученый вышел на проблему арабского влияния на наших предков. Профессор заявил, что само слово «шлях» (путь), вероятно, арабского происхождения, а не немецкого, как принято считать. Среди значений немецкого слова Schlag нет ни одного, которое обозначало бы дорогу. Да и не были шляхи дорогами в современном смысле: даже в казацкое время слово «шлях» означало направление, двигаясь по которому, можно было добраться до того или иного места. Это и есть первичное значение слова. А по-арабски «селях» как раз и означает «рекомендованный, лучший»… Чумацкий шлях — это не его название от чумаков, а как раз наоборот, потому что он более древний, чем они. Другое название Чумацкого шляха — Крымский, а его ответвление — Ромодановский. Оказывается, здесь трижды речь идет об одном и том же: путь куда? В Крым. Там вам и Рамадан (мусульманский пост), там и «джума» (пятница, мечеть). Украинский профессор-тюрколог Бушаков в своем этимологическом словаре «Лексический состав исторической топонимии Крыма» показал, что «чумак», то есть «пятничник, мечетник», — это название мусульманина в устах тюрка-немусульманина (например, гагаузы) . Вы ходите в Крым? Ну и звать вас «крымчанин», «рамаданник», «чумак», даже если вы и не мусульманин, и ходите только за солью….

Теги: 
украинская культура
крымскотатарская культура
проект
Чумацкий шлях
Меджлис
Рефат Чубаров
София Киевская
музей Ивана Гончара
музей
Гульнара Бекирова

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/chumackiy-shlyah-proekt-o-vzaimovliyanii-ukrainskoy-i-krymskotatarskoy-kultur-prezentovan