Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Культура > Мусульманский Ганди

Мусульманский Ганди

1
16.02.2010

Хан Абдуль-Гафар-Хан был соратником Махатмы Ганди, разделяя его веру в ненасильственное сопротивление, однако, в отличие от своего духовного брата, лидер пуштунов, боровшийся за освобождение своей родины от британских колонизаторов, оказался почти забыт собственным народом.

«Этот двухметровый великан также был гигантом духа, и это особенно привлекает меня в его личности», - говорит канадский режиссер Тери МакЛахен. Кинематографист предприняла попытку напомнить об этом человеке, прозванном «мусульманским Ганди», и его роли в обретении Индией независимости.

Более двадцати лет она посвятила этой задаче. В результате появился фильм о человеке, ставшим кумиром мусульманских пацифистов.

Родившийся в 1890 году в семье вождя одного из пуштунских племен в Северо-западной приграничной провинции и получивший образование в английской школе, Хан отказался от службы в элитном подразделении Британской индийской армии.

В 1929 году создал добровольческие отряды «Худаи Хидматгаран» («Слуги Божьи»), которые стали первой в мире профессиональной армией, основанной на принципе военной дисциплины и ненасилия, «активном отказе от насилия», как гласит их присяга. Участники «Худаи Хидматгаран» носили красные рубахи в знак готовности проливать свою, а не чужую кровь.

Сторонники Хана подвергались гонениям со стороны британских колонизаторов, однако остались верными учению своего лидера и своей клятве служить Аллаху, служа человечеству и отказываясь от насилия.

В конце 1920-х Хан вступил в альянс с Ганди и Индийским национальным конгрессом. Их сотрудничество продолжилось до 1947 года, когда Индия и Пакистан стали независимыми странами.

Мусульманский Ганди

Хан глубоко впитал в себя традиции племен, высоко ставивших понятие чести, которую мужчина должен защищать любой ценой. Однако «мусульманскому Ганди» удалось найти новое определение истинной храбрости.

Афиша фильма о Хане
Афиша фильма о Хане

«Как же трудно было человеку, воспитанному в традициях воинов, прийти к тому, что он может противостоять империи колонизаторов лишь силой своей веры и, более того, заставить свой народ по-настоящему поверить в то, что, действуя методами насилия, он становится марионеткой», - говорит редактор индийской газеты «The Asian Age» М. Дж. Акбар.

Раскол Индии и Пакистана стал началом упадка политической влиятельности Хана, хотя его популярность оставалась по-прежнему высокой.

Хан выступал против независимости Пакистана, считая, что люди разных вер могут жить вместе. Его армия пацифистов защищала немусульман во время хаоса гражданского насилия, который был связан с разделением Индии.

Однако лидеры Пакистана перестали доверять Хану – ему дорого обошлась его прежняя позиция. Почти треть жизни Хан провел в тюрьме, но его преследовали не столько британские власти, сколько правительство в Исламабаде. Его новая родина постепенно стала забывать его.

В 1987 году Хан стал первым неиндийцем получившим высшую гражданскую государственную награду Индии «Бхарат Ратна». Долгие годы Хан прожил в Индии, где боролся за идеи просвещения и ненасилия. После смерти в 1988 году он был похоронен в Джалалабаде.

МакЛахен надеется, что ее фильм, в прошлом получивший награду как лучшая документальная лента на Международном кинофестивале Ближнего Востока, поможет разрушить многие стереотипы об Исламе и мусульманах. Она убеждена, что идея ненасилия, которую проповедовал Хан, становится все более актуальна в современном мире.

По материалам «IslamOnline» (перевод «Ислам для всех»)

Ссылки на тему:

Новости

Голливудский режиссер снимает фильм о Салахутдине

Махатма Ганди – отец мусульманина

Статьи

Ненасильственный джихад. Победы мусульман, христиан и индусов

Теги: 
мусульмане
личности в Исламе

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/kultura/musulmanskiy-gandi