Хан Абдуль-Гафар-Хан был соратником Махатмы Ганди, разделяя его веру в ненасильственное сопротивление, однако, в отличие от своего духовного брата, лидер пуштунов, боровшийся за освобождение своей родины от британских колонизаторов, оказался почти забыт собственным народом.
«Этот двухметровый великан также был гигантом духа, и это особенно привлекает меня в его личности», - говорит канадский режиссер Тери МакЛахен. Кинематографист предприняла попытку напомнить об этом человеке, прозванном «мусульманским Ганди», и его роли в обретении Индией независимости.
Более двадцати лет она посвятила этой задаче. В результате появился фильм о человеке, ставшим кумиром мусульманских пацифистов.
Родившийся в 1890 году в семье вождя одного из пуштунских племен в Северо-западной приграничной провинции и получивший образование в английской школе, Хан отказался от службы в элитном подразделении Британской индийской армии.
В 1929 году создал добровольческие отряды «Худаи Хидматгаран» («Слуги Божьи»), которые стали первой в мире профессиональной армией, основанной на принципе военной дисциплины и ненасилия, «активном отказе от насилия», как гласит их присяга. Участники «Худаи Хидматгаран» носили красные рубахи в знак готовности проливать свою, а не чужую кровь.
Сторонники Хана подвергались гонениям со стороны британских колонизаторов, однако остались верными учению своего лидера и своей клятве служить Аллаху, служа человечеству и отказываясь от насилия.
В конце 1920-х Хан вступил в альянс с Ганди и Индийским национальным конгрессом. Их сотрудничество продолжилось до 1947 года, когда Индия и Пакистан стали независимыми странами.
Мусульманский Ганди
Хан глубоко впитал в себя традиции племен, высоко ставивших понятие чести, которую мужчина должен защищать любой ценой. Однако «мусульманскому Ганди» удалось найти новое определение истинной храбрости.
![]() |
Афиша фильма о Хане |
«Как же трудно было человеку, воспитанному в традициях воинов, прийти к тому, что он может противостоять империи колонизаторов лишь силой своей веры и, более того, заставить свой народ по-настоящему поверить в то, что, действуя методами насилия, он становится марионеткой», - говорит редактор индийской газеты «The Asian Age» М. Дж. Акбар.
Раскол Индии и Пакистана стал началом упадка политической влиятельности Хана, хотя его популярность оставалась по-прежнему высокой.
Хан выступал против независимости Пакистана, считая, что люди разных вер могут жить вместе. Его армия пацифистов защищала немусульман во время хаоса гражданского насилия, который был связан с разделением Индии.
Однако лидеры Пакистана перестали доверять Хану – ему дорого обошлась его прежняя позиция. Почти треть жизни Хан провел в тюрьме, но его преследовали не столько британские власти, сколько правительство в Исламабаде. Его новая родина постепенно стала забывать его.
В 1987 году Хан стал первым неиндийцем получившим высшую гражданскую государственную награду Индии «Бхарат Ратна». Долгие годы Хан прожил в Индии, где боролся за идеи просвещения и ненасилия. После смерти в 1988 году он был похоронен в Джалалабаде.
МакЛахен надеется, что ее фильм, в прошлом получивший награду как лучшая документальная лента на Международном кинофестивале Ближнего Востока, поможет разрушить многие стереотипы об Исламе и мусульманах. Она убеждена, что идея ненасилия, которую проповедовал Хан, становится все более актуальна в современном мире.
По материалам «IslamOnline» (перевод «Ислам для всех»)
Ссылки на тему:
Новости
Голливудский режиссер снимает фильм о Салахутдине
Махатма Ганди – отец мусульманина
Статьи
Ненасильственный джихад. Победы мусульман, христиан и индусов