Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Интервью > Рустем Скибин: Возвращение на историческую Родину пролегает через культуру

Рустем Скибин: Возвращение на историческую Родину пролегает через культуру

30.06.2015

В эти дни в Национальном музее истории Украины продолжает свою работу выставка «Qırımtatar bayrağı», посвященная Дню крымскотатарского флага. Корреспондент «Ислама в Украине» пообщался с одним из организаторов мероприятия, известным художником-керамистом, главой общественной организации «El- Cheber» Рустемом Скибиным. Наш собеседник завоевал известность как создатель собственного стиля полихромной росписи керамических изделий, вобравшего в себя лучшие черты традиционной культуры крымских татар. Работы Скибина популярны далеко за пределами Крыма, однако в прошлом году, после аннексии полуострова, мастеру пришлось покинуть крымскую землю.

Рустем, Вы уже больше года живете Киеве, получается ли развивать свое ремесло?

— Керамикой практически не занимаюсь. Все время забирает общественная работа, которая сейчас более востребована, на мой взгляд. Такова моя гражданская позиция. Несколько месяцев я был волонтером в организации «Крым SOS», сейчас больше занимаюсь вопросами культуры, работаю в общественной организации «El-Cheber». Наша цель — сохранение, развитие и популяризация крымскотатарской культуры.
Мы сохранили язык, песни, фольклор. Все, что передается из уст в уста, сохранилось в нарративных источниках, в записях специалистов. А вот ремесленные изделия, то, что связано с материальным достоянием, материальной культурой за последние 200 лет, с момента первой аннексии Крыма в 1783 году пострадало намного сильней. С того момента было несколько исходов крымских татар, с полуострова выезжала интеллигенция, крымские мурзы и культура начала погибать.

А после депортации 1944 года в Крыму крымских татар не осталось вообще. Людей собирали, гнали в спешке, везли в необустроенных вагонах. Люди брали с собой самое ценное, самый минимум. Коран, намного еды и все. А то, что нарабатывалось веками, все, что мы имели, приходилось оставлять. Общественная организация «El- Cheber» создана для возрождения этой культуры.

Рустем, расскажите о сегодняшней выставке?

— В течение года я вынашивал идею провести акцию, которая бы показывала нашу культуру, нашу государственность через геральдику — флаг и национальный символ тамгу. Я общался с художниками и фотографами, которые находятся сейчас в Крыму, и они эту идею поддержали, чтобы хоть в таком виде проявить свой патриотизм. Вы знаете, что сейчас оккупационные власти запретили проводить День крымскотатарского флага в том формате, в котором его проводил Меджлис нашего народа.

На фотографиях, представленных в сегодняшней экспозиции, вы видите нашу жизнь. Нашу жизнь и то, через что нам пришлось пройти. На одном из фото наша акция протеста в Бахчисарае, на территории древнего мусульманского кладбища «Азизлер», где находился городской рынок. Там я стоял с национальным флагом и впервые полностью ощутил себя крымским татарином.

На Майдане под крымскотатарским флагом гибли люди. Тогда я начал понимать, как важен этот патриотический символ и понимание того, что есть государство и ты часть этого государства. Сегодняшняя выставка иллюстрирует совместный путь Украины и Крыма, поэтому на многих фотографиях мы видим два флага.

У Рустема Скибина есть свой ответ на вопрос, как крымскотатарскому народу вернуться в Крым?

— Возвращение на историческую Родину пролегает через культуру, которая повышает самосознание, через самоопределение и народа. Это все составляющие одного целого. Я уверен в нашем возвращении и мы делаем все, чтобы вернуться на Родину,

Удачи Вам, спасибо за интервью!

Теги: 
Рустем Скибин
крымские татары
оккупированный Крым
возвращение на родину
майдан
выставка
день крымскотатарского флага
Меджлис
El- Cheber

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/intervyu/rustem-skibin-vozvrashchenie-na-istoricheskuyu-rodinu-prolegaet-cherez-kulturu