На днях завершились съемки документального фильма «Мустафа» о лидере крымских татар Мустафе Джемилеве. Еще
Для режиссера Ахмеда Сарыхалила «Мустафа» стал режиссерским дебютом. Он рассказал QirimInfo о создании фильма и о том, каким видели Джемилева его современники.
Чья была идея снять фильм «Мустафа»?
— Идея принадлежит Ольге Морковой (правозащитница, — ред.) и Тамиле Ташевой (координатор «КрымSOS»). Я занимался монтажом фильма Морковой «Crimea Unveiled» — «Крым внутри». Она предложила снять фильм о Мустафе Джемилеве, и видела меня режиссером, но я отказался.
И что вас заставило передумать?
— Когда Ольга пришла второй раз с предложением снять кино, я уже переехал из Крыма туда, где было безопасно — в Киев. Я подумал, почему бы не начать новую жизнь в Киеве с нового фильма?
Мустафа Джемилев — кто он?
— Сложно оценить масштаб личности, не зная истории его жизни. Моё поколение не застало то время, на которое как раз приходился пик деятельности Мустафы Джемилева. А в
Но после событий 2014 года многие молодые люди увидели в нем снова пример для подражания, пример мужества. Тогда Джемилева вновь увидели в действии — это то время, для которого он как раз подходит, что ли. Во мне это тоже зажгло
Каким вы хотели показать
— Мы решили рассказать об основных событиях в жизни Мустафы Джемилева: депортация, его первое заключение, голодовка. По этой канве мы примерно и двигались. От неё Вахтанг Кипиани (историк и журналист, — ред.) и отталкивался, когда брал интервью у героев фильма.
За основу мы взяли пересказ своей жизни самим
О Мустафе Джемилеве уже многое известно, о нем снято много передач, а в чем будет уникальность фильма «Мустафа»?
— В фильме мне хотелось показать Джемилева обычным человеком, со всеми своими слабостями. Из книг о нём складывается впечатление как об отважном рыцаре, каким он, несомненно, и есть. Но когда лично с ним общаешься, слушаешь его, в глаза бросается его простота, отсутствие пафоса, хорошее чувство юмора. Мне не хотелось в фильме сразу его представлять героем. Хотя, все равно, в конце концов, он этим героем и вышел.
По какому принципу выбирали людей для интервью?
— В основном наши информанты сами были диссидентами, которые на своем опыте прочувствовали, что это такое, могли об этом рассказать с первых уст. Также мы опрашивали бывших правозащитников, представителей Меджлиса.
Из уст как украинских, так и российских диссидентов в адрес Мустафы Джемилева звучало очень много лестных слов. Например, Мирослав Маринович (украинский правозащитник, — ред.) назвал Джемилева топовой личностью того времени.
Удалось поговорить с теми, с кем хотелось?
— Мы планировали взять интервью также у тех людей, которые ушли с того пути, по которому шел
Было еще
— Наверное, хотелось бы больше поснимать жизнь Мустафы Джемилева, понаблюдать за ним в реальном времени. Поснимать его выступления, в дороге, в быту. Этого не удалось сделать в той мере, в какой хотелось бы. А хотелось максимально погрузиться в его жизнь, повседневность.
А что наоборот получилось, чего не планировали изначально?
— Нам удалось создать исторические реконструкции. Они изначально планировались, но мы точно не знали, каким будет результат. Мы сделали шесть таких игровых эпизодов (один из них не вошел в фильм), чтобы ими разбавить сухую публицистику.
Что вы открыли для себя в процессе сьёмок?
— Меня удивило, что российские диссиденты не могли понять, почему после распада СССР Джемилев считал, что Крым должен быть с Украиной. Из этого некоторые сделали выводы, будто решения
Интересными были рассказы о первом знакомстве диссидентов с Джемилевым. Например, Павел Литвинов (физик, политзаключенный и правозащитник, — ред.) так рассказывал о первой встрече с
О главном герое фильма «Мустафа» мы поговорили, а что читателю интересно было бы узнать о его режиссере?
— По первому образованию я инженер, учился в Севастопольском техническом университете. Потом внезапно решил заняться операторской работой, меня пригласили работать на канал АТR. С этого и началось моё творчество.
Позднее я набрался опыта взаимоотношений актера с режиссером, когда занялся актерским мастерством. Даже играл в спектаклях. Но в основном я работал в качестве оператора, монтировал. Мне был знаком процесс создания документальных фильмов. Один из них —
«Мустафа» — мой дебют в полнометражном кино. 90 минут для меня очень серьёзно, в самом деле. Ну и к тому же на мне лежала большая ответственность: как рассказать о личности Мустафы Джемилева, чтобы не преувеличить и не уменьшить его роли в истории.
Справился ли я — решать зрителю.
Источник: КрымSOS