Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане

Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Фото © Андрей Завертаный / VежА
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане
Винницкое издание интересовалось, как живут местные мусульмане

Интерес к мусульманам, стремление узнать о культуре и традициях исламской общины, которая является составляющей украинского общества — явление естественное и понятное. Ведь Ислам в Украине появился не сегодня и не вчера, имеет многовековую историю, но многие ли наши соотечественники об этом знают? Заполнить пробелы в осведомленности сограждан относительно жизни украинской уммы взялся винницкий информационный портал VежА, и журналистка издания Виталия Мазур отправилась с визитом в местную мечеть. Своими впечатлениями и записью разговора с имамом Мусой Салимом, руководителем Исламского культурного центра Винницы, она поделилась в материале «Мечеть на Матроса Кошки: как живут мусульмане в Виннице».

Здание из белого кирпича по улице Матроса Кошки, 63 служит помещением для общественной организации «Аль-Исра», занимающейся помощью мусульманам города и области, и мечетью, имеющей две молитвенные залы. Хотя для входа на территорию двора Центра нужно нажать кнопку домофона у ворот, обычно они не заперты. На них вывешена афиша о бесплатных курсах арабского языка.

«Курсы для всех. И вы тоже можете приходить», — сообщил нам Ибрагим — первый, кого мы увидели возле мечети. Он помогает имаму в уходе за зданием. Как впоследствии выяснили, Ибрагим является также одним из преподавателей арабского языка в Виннице.
Встретив нас у входа, вежливо приглашает в кабинет имама в мечети. Снимает обувь и оставляет её на полке в специальном шкафчике. Повторяем вслед за ним — в мечеть надо заходить босыми, перед этим омыв ноги, руки и лицо. Но такой ритуал осуществляют мусульмане специально для молитвы, нам же достаточно просто оставить обувь. Тем более, что внутри здание устлано коврами — они даже на лестнице. В помещении пусто — мусульмане Винницы приходят сюда молиться по пятницам, в остальные дни они совершают намаз дома.

— В общем, надо молиться пять раз в день и желательно это делать в мечети. Но мы живем в христианской стране, где нет мечети на доступном расстоянии. К тому же современные реалии не требуют посещать мечеть ежедневно, но в пятницу нужно приходить обязательно. Если этого не сделать, то для мусульман грех. Но такое требование является обязательным для мужчин, женщинам это прощается.

Кстати, о женщинах — является ли обязательным для них условие постоянно находиться в платке вне дома, даже если нужно сделать фотографию на документы?

— Я понимаю, о какой ситуации вы хотите сказать. Действительно, к нам обращались мусульманки-переселенки из Крыма по поводу того, что миграционная служба требует снимать хиджаб, чтобы сделать фото для паспорта. Требования постоянно находиться в хиджабе в Исламе нет. Мусульманка покрывает все тело, кроме лица и кистей рук, перед чужими мужчинами. Традиция покрывать голову когда-то и в Украине существовала среди женщин, сейчас же осталась только во время посещения храма.

Почему все мусульманки в Виннице отказываются выполнять требования миграционной службы?

— Это уже их личное убеждение. Но когда мы начали разбираться в ситуации, проконсультировались с юристом, то выяснили, что нарушения здесь есть со стороны самой службы, а не мусульманок из Крыма. Оказалось, что нет прямого требования фотографироваться без хиджаба. Это же не никаб или паранджа, где закрыто лицо. Здесь лицо полностью открыто, поэтому делать фото на документы, и на паспорт в частности, в таком виде можно. Но почему-то в миграционной службе с этим не согласны.

Мужчина может запретить жене-мусульманке не снимать хиджаб?

— Любые запреты со стороны мужчин в отношении женщин, исповедующих Ислам, являются стереотипом представителей других религий, которые возникают, как правило, под влиянием медиа и кино. У нас XXI века за окном — мусульманки могут так же водить авто, как и мужчины, выбирать образование и работу по душе, ходить на выборы.

С какими еще стереотипами в отношении мусульман вам приходилось столкнуться в Виннице?

— Один из самых распространенных касается женщин — мол, мужчинам в Исламе разрешается брать в жены четырех женщин. Но если вы поедете в ту же Турцию, то узнаете, что в Исламе так же женятся парами на всю жизнь, рожают и воспитывают детей. Никаких «гаремов» — всё цивилизованно.

Еще один стереотип, который вспомнил Муса, касается ложного представления, что мусульмане причастны к терроризму. В связи с этим имам рассказал об одной очень неприятной ситуации, которая произошла в Исламском культурном центре прошлой зимой.

— Представьте себе, что вы приходите в храм, чтобы помолиться, а на входе вас встречают представители полиции или СБУ и проверяют паспорт. Тяжело предположить, что такое возможно, однако эта ситуация у нас случилась прошлой зимой в то время, когда люди начали собираться на молитву. При этом объяснений своих действий полиция не давала. Впоследствии я узнал, что якобы задержали представителя «Исламского государства» в Виннице. Понимаю, что у полиции своя работа, но настроение после этого было испорчено у всех.

Много мусульман живет в Виннице? Сколько людей приходит в мечеть?

— Вообще в Виннице можно насчитать 1,5 тыс. мусульман. Это и переселенцы из Крыма, и студенты, которые приезжают на учебу в медицинский университет. Также есть небольшой процент людей, которые имеют здесь свой бизнес. Регулярно в мечеть на молитву приходят 150–400 человек. Молитвенные залы у нас небольшие — мужская может вместить 200 человек, женская значительно меньше.

Как в Виннице появилась мечеть?

— Мечеть в Виннице существует с 2002 года. До тех пор мусульмане собирались на молитву там, где удавалось договориться об аренде помещения. Однако с годами последователей Ислама в нашем городе становилось все больше, в основном это были студенты медицинского и технического университетов. Поняв, что долго так продолжаться не может, решили организовать единое и постоянное место для собраний и провозглашения молитв.

Дом, где мы сейчас находимся, был тогда довольно маленьким. Мы выкупили часть, а затем взялись его достраивать. Таким образом расширили первый этаж и начали строить второй. В 2004 году уже закончили строительство, но впоследствии еще расширились, чтобы проводить здесь курсы по арабскому языку. А потом мы еще и открыли библиотеку арабской литературы, — рассказывает Муса Салим. — Сейчас в мечети есть две молитвенные залы, библиотека, детский уголок, а на улице — место для собраний, торжеств и приготовлений.

Муса, а как Вы стали имамом? Откуда вы родом?

— Когда я приехал на учебу в Винницу, то сразу узнал, где в городе есть мечеть. Здесь я сначала приходил на молитвы, потом начал все больше помогать тогдашнему имаму. А когда он завершил свое обучение в Виннице и вернулся домой, то передал мне управление Исламским культурным центром. Я тоже после окончания учебы вернусь домой — в Палестину. Моя семья живет в горячей точке — в секторе Газа. Поэтому вопрос остаться в Виннице я даже не рассматриваю — я нужен там.

Давно были дома?

— Давно. Всё из-за особых условий пересечения границы. Ведь я могу домой заехать, а вернуться оттуда сложнее — бывает люди ждут очереди полгода, год, бывает и дольше. Я должен заявку подавать заранее, чтобы посетить свой дом и родных на несколько дней. Когда моя семья узнала, что в Украине также война, волновались очень. И я как никто понимаю, с чем приходится жить украинцам. Мы во многом похожи, хотя и исповедуем разные религии, — подчеркивает Муса.

В завершение нашего общения Муса обращается к своему помощнику Ибрагиму с просьбой провести для нас небольшую экскурсию. Пока знакомимся с мечетью, Муса снова приглашает в свой кабинет, где уже ждет нас с подарками.

— Это Коран в украинском переводе. Это очень качественный перевод, сделанный именно для того, чтобы украинцы как можно лучше поняли нашу культуру, которая тесно вплетена в религию. Мы благодарны украинцам за гостеприимство — нас здесь очень хорошо принимают, — говорит Муса Салим.

Имам отмечает, что приходить в мечеть в Виннице имеют возможность не только мусульмане — каждый, кто обратится за помощью, получит здесь поддержку или совет. Кроме этого, мусульмане, обучающиеся в Винницком национальном медицинском университете, время от времени собирают помощь для воспитанников детских домов или детей, которых лечат в онкогематологическом отделении детской областной больницы.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.