Конференция улемов в Грозном: реакция исламского мира

Конференция улемов в Грозном: реакция исламского мира
Участники конференции в Грозном (т.н. «Всемирная исламская конференция»)
Конференция улемов в Грозном: реакция исламского мира
На выходе из самолетов участников встречали выстроенные в ряд дети с Коранами в руках, а всю дорогу от аэропорта местные жители приветствовали их с российскими и чеченскими флагами
Конференция улемов в Грозном: реакция исламского мира
Конференция улемов в Грозном: реакция исламского мира
31.08.2016
Оцените статью: 
(728 оценки)
Михайло Якубович
Аватар пользователя Михайло Якубович

29 августа в Грозном (Чеченская Республика) завершил работу представительный съезд мусульманских ученых под названием «Всемирная исламская конференция Кто они  последователи Сунны». Прибыло более 100 участников из 30 стран мира, прежде всего Российской Федерации (были практически все муфтияты, в том числе и муфтий оккупированного Крыма), а также Сирии, Египта, Ливии, Кувейта и др. Наиболее представительной была делегация из Египта  появились даже верховный имам и шейх университета «аль-Азгар» Ахмад Мухаммад ат-Тайиб, ректор университета Ибрагим аль-Гудгуд, муфтий этого государства Шауки Аллям и другие значимые фигуры. Прибыло немало известных проповедников, в том числе шейх Саид Фуда из Иордании.

Конференция, посвященная 65-летию Ахмада-хаджи Кадырова, состоялась с привычным для Чечни размахом  на выходе из самолетов участников встречали выстроенные в ряд дети с Коранами в руках, а всю дорогу от аэропорта местные жители приветствовали их с российскими и чеченскими флагами. Подобные мероприятия проходят в Российской Федерации не впервые  уже несколько лет подряд проводятся съезды мусульманских ученых на «Всемирный мусульманский форум», созданный несколько лет назад по инициативе главы Совета муфтиев России Равиля Гайнутдинова, но такого размаха событие еще не знало.

Конференция в Грозном вызвала интерес далеко за пределами региона, фактически во всём исламском мире, прежде всего благодаря итоговому документу, в котором участники пытались дать четкий ответ на то, кто относится к суннизму, а кто  нет. Впрочем, как сообщают сами участники (в частности, муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов), в заранее подготовленную резолюцию невозможно было внести правки, поэтому «окончательно» документ так и не был принят, а работа над ним продолжается и после завершения мероприятия. В документе, который уже появился как на русском, так и на арабском языках, было определено, что к суннитам официально принадлежат ашариты и матуридиты, четыре мазхаба, суфийские тарикаты, а разного рода секты («ваххабиты», «хабашиты» и другие) определены как «заблудшие». Также под определение «заблудших сект» попали «Братья-мусульмане», «Хизб ат-Тахрир», ДАЕШ (ИГИЛ) и другие. В целом эта резолюция отражает российский концепт так называемого «традиционного Ислама», который, имея поддержку и содействие от государства, противопоставляется всем другим мусульманским движениям.

Проведенное мероприятие интересно, возможно, не столько своими итогами, сколько отражением определенных тендеций во взаимоотношениях российских мусульман с единоверцами из других стран. Известно, что за последние годы российские власти значительно активизировали «исламский вектор» в своей деятельности  с размахом происходило открытие мечети в Москве (сентябрь 2015 г.), главные мусульманские структуры почти единогласно поддержали военную операцию в Сирии, значительные ресурсы инвестируются и в создание положительного имиджа РФ как государства, преданного «традиционному Исламу» не менее, чем «каноническому православию». Недавно заместитель председателя Совета муфтий России Дамир Мухетдинов прямо назвал духовные управления мусульман РФ «духовным спецназом Владимира Путина». Интересно, впрочем, что ни глава Совета муфтиев России Равиль Гайнутдинов, ни Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин в Грозный не поехали (хотя и направили делегации); в определенной степени это было следствием конкуренции с Кавказом, поскольку власть Чеченской Республики уже давно пытается сделать свой регион «центром» российского Ислама.

Заявления, которые звучали от участников конференции, касались преимущественно осуждения «экстремистских группировок» и признания суфийских тарикатов как движений в пределах суннизма. Опять же, многие аналитики увидели в этом политический контекст  наиболее представительные делегации прибыли из стран, которые имеют тесные отношения с РФ. Это, в частности, Египет, где военная диктатура ас-Сиси добилась значительного лояльности со стороны религиозного истеблишмента, а отдельные авторитеты вроде шейха Али Джумаа (также присутствовавшего на конференции) оправдывали убийство мирных протестующих. Также прибыли и сирийские ученые, близкие к Башару Асаду; а вот представителей Турции и Саудовской Аравии на конференции не было. Первых  прежде всего из-за сложности русско-турецких отношений, других  по религиозным соображениям, поскольку идеологией Саудовской Аравии является салафизм (осужденный в проекте резолюции).

Западные информационные агентства отреагировали на конференцию достаточно вяло (за исключением арабской службы CNN), чего не скажешь об арабских СМИ. Уже появились и статьи, которые анализируют критические заявления, в частности «Чеченская конференция: политика исключения» Зийада аш-Шами («Аль-Муттамар Шишан: Сийяса аль-Икса») для информагентства Al-Moslim. Net. С этого и других материалов видно, что с осуждением выступили прежде всего саудовские ученые, в частности аналитик Джамаль Хашкеджи, шейхи Аляуви ас-Саккаф и Мухаммад ас-Саиди, а также лидер кувейтской партии «Умма» Хаким аль-Мутайри. Даже сирийский проповедник-суфий Хасан аль-Дугим призвал не рассматривать конференцию как репрезентативную, выступив в защиту «братьев-салафитов, которые ближе к нам, чем ученые Путина». Во многих заявлениях, разумеется, звучало возмущение действиями РФ в Сирии: «Обращались ли участники этой конференции к Путину, чтобы тот прекратил сбрасывать бомбы на суннитов в Сирии, или, возможно, те, кто под бомбами, уже для них не сунниты?»,  риторически спрашивает саудовский шейх Саид аль-Бурайк. Вполне предсказуемо, что в положительном свете мероприятие освещали арабоязычные версии канала «Раша Тудей», официальные информационные агентства Сирии, Египта и даже Ирана.

В общем конференция в Грозном еще раз выявила ряд глубоких противоречий в современном мусульманском мире. Здесь показательна и геополитическая ось Египет  Сирия  Иран  Россия (пусть не такая прочная, но с вполне заметными контурами), и чисто локальные противостояния в РФ («традиционный» Ислам  оппозиция), Египта (военная хунта  «Братья мусульмане» и салафиты), Сирии (режим Асада  суннитская оппозиция). Впрочем, попытка вывести за пределы «суннизма» как правоверного Ислама салафитов изначально была обречена на острую критику  и не только из-за влиятельности салафитов, но и из-за слишком широкого определения этого понятия, в рамках которого уже сейчас выделяют несколько направлений («политический» салафизм, «аполитический» и др.). Судя по реакции на резолюцию конференции в Грозном, которую осторожно критикуют даже некоторые участники, в том числе и упомянутый муфтий Москвы, за пределами тех кругов, в которых её предлагали принять, документ поддержки не получил. К сожалению, вместо искомого внутриисламского диалога, в котором так созрела необходимость (а его сложно наладить даже в пределах одной страны), возникает ситуация, когда не без влияния светской власти одни мусульманские движения противопоставляются другим. На практике последствиями такой политики часто становятся обыски, обвинения в «экстремизме» и другие формы репрессий, направленные на «неправильных» с точки зрения власти мусульман, что, кстати, мы наблюдаем сейчас и в оккупированном Крыму. Выступая против «политизации» Ислама, немало мусульманских лидеров сами ангажируются в политику, более того, вполне светскую и прагматичную. Важную роль здесь уже играют не столько вероучительные доктрины как такие («правильное» или «неправильное» понимание), а их использование в качестве своеобразных «признаков лояльности», принадлежности к определенным группам. Остается только надеяться, что несмотря на важность конференции в Грозном, рано или поздно состоятся и другие подобные мероприятия, призванные не исключить какие-то исламские группы из смысловых границ суннизма, а, наоборот, призвать к открытому и независимому от политических предпочтений диалогу.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.