Понятие времени в исламе и для исламских ученых

Понятие времени в исламе и для исламских ученых
Понятие времени в исламе и для исламских ученых
16.07.2018
Оцените статью: 
(484 оценки)
Власкор
Аватар пользователя Власкор

Среди докладов, представленных участниками VII Международной молодежной летней школы исламоведения «Ислам и социальное развитие: история и современность», которая работала в ИКЦ г. Киева в течение первых пяти дней июля, был представлен и труд одесситки Ольги Голд, в сферу научных интересов которой входят социальная философия, философия истории и религии, политическая наука. Исследовательница предложила присутствующим свое видение понятия времени в исламе и подробно рассказала об ученых исламского мира, издавна исследовавших время и определивших развитие астрономии и физики до современного состояния этих наук.

Полностью текст доклада будет обнародован в очередном выпуске альманаха «Аль-Калям», сейчас же мы предлагаем читателю ознакомиться с основными пунктами труда Ольги Голд.

Согласно общепринятому понятию, время — это категория, которая показывает промежуток между прошлым и будущим, что рассматривается одновременно с точки зрения физики и философии.

Культуры древних цивилизаций рассматривали время как отрезок явления в индуизме или как отсчет разлива Нила в Египте. В Древней Греции время отображалось стохастически, что не сравнить с иудейским понятием линеарности. В результате в культурах возникали различные календари.

Понятие времени в исламе схоже с иудейским, но летоисчисление ведется по лунному календарю от года хиджры — от 622 года н. э., когда пророк Мухаммад с последователями переселились из Мекки в Медину. Эта тема является актуальной, так как в период акселерации в религиозной жизни (со второй половины ХХ в.) понятие «время» эволюционировало как социально-философский феномен. Так же важно рассмотреть, как менялось мировоззрение человека и ценностные приоритеты в рамках ислама как мировой религии.

Эта тема уже прослеживалась в исламской философской мысли такими учеными, как Аль-Маварди и Ибн-Хальдун, которые создали циклическую теорию исторического процесса; Ибн-Сина и Ибн-Рушд рассматривали ее в манере аристотелевской физики; Аль-Газали следовал идеям философии Платона; профессор Г. Боверинг анализировал время в русле атомистического детерминизма; исследователь И. Игнатенко следовал академическому исламу, рассматривая социально-философские направления.

В Коране времени предназначены несколько сур: аль-Инсан (Люди) и аль-Асар (Время), аллегорически трактуется временность существования человека в этом мире. Таким образом время для ислама — это социально-философский феномен, который подчиняет жизнь человека согласно религиозным канонам, это одна из важнейших его категорий, ведь человек, который отправляется на молитвы, ежедневно должен придерживаться временного интервала.

Один из первых прототипов современных часов был найден в Дамаске (Сирия). В Европе же механические часы начали появляться лишь в XIV веке. Первые из них не имели ни стрелок, ни циферблата, о времени суток сообщал звон. Существуют и более ранние упоминания о часах, например, полученные Карлом Великим в подарок от Гарун ар-Рашида — пятого халифа Аббасидского халифата, исторической личности, которую, впрочем, большинство немусульман считают сказочным персонажем из сборника рассказов «Тысяча и одна ночь».

Докладчик касалась ярких личностей, представителей науки в Исламе, чьи исследования во многом определили дальнейшее развитие мировой науки.

Арабский астроном и математик Абу Абдаллах Мухаммад ибн Джабир ибн Синан аль-Баттани (чаще называют просто Аль-Баттани (858–929), в Европе известен под именем Альбатегниос (лат. Albategnius)). Написал комментарии к «Альмагесту» Птолемея, внес несколько уточнений в его теории, однако поддерживал его идею о неподвижности Земли. Астрономические работы аль-Баттани неоднократно переводились и публиковались в Европе. Он провел многочисленные астрономические наблюдения. Первым предложил методы вычисления сферических треугольников, развитые в дальнейшем арабскими математиками. Составил более точные, по сравнению с теми, что существовали в то время, таблицы движения Солнца и Луны. Точнее Птолемея определил наклон эклиптики к экватору — 23 ° 35’41″, что очень близко к истинному значению. Нашел точное значение прецессии. Аль-Баттани написал также «Трактат об азимуте Киблы», «Трактат о расстоянии до небесных светил», трактат «О движении звезд» и ряд астрологических сочинений. Ему также удалось вычислить солнечный год, причем данные почти полностью совпадают с современными (с погрешностью всего в 24 секунды). О том, какое значение имела фигура Аль-Баттани и о признании его заслуг перед наукой, свидетельствует хотя бы тот факт, что в его честь назван один из кратеров на видимой стороне Луны.

Ала ад-Дин Абу-л-Хасан ибн Ибрагим ибн Мухаммад ал-Мутим ал-Ансари ал-Фалак ад-Димашк, больше известный как Ибн аш-Шатир (1306–1375) — хранитель времени в Омейядской мечети в Дамаске, арабский астроном. В своей книге «Предел желания в исправлении элементов» Ибн аш-Шатир изложил новую теорию движения Солнца, Луны и планет, основанную на соединении эпициклов; его теория Луны совпадает с теорией Коперника. Ибн аш-Шатиру принадлежит ряд трактатов об организации и применения астролябии и совершенного синуса-квадранта, «Трактат об определении дат», «Книга о знаках Зодиака и восхождениях».

Совершил выдающийся вклад в исследование природы времени и Абу Али аль-Хасан ибн аль-Хасан ибн аль-Хайсам аль-Басри (Ибн Аль-Хайсам, 965–1039) — арабский ученый-универсал: математик, механик, физик и астроном (в средневековой Европе его знали под латинизированным именем Альхазен).

В докладе упоминались имена и других выдающихся ученых из стран исламского мира, в частности Насира аль-Дин Абу Джафар Мухаммада ибн Мухаммада Туси, разностороннего ученого, автора трудов по философии, географии, музыке, оптике, медицине, минералогии, математике, был знатоком греческой науки и комментировал труды Евклида, Архимеда, Автолика, Феодосия, Менелая, Аполлония, Аристарха, Птолемея и др.

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.