Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.

Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.
Мусульмане-коммунисты
Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.
Воиска большевиков
Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.
Бегство армии Врангеля из Крыма, 1920г.
Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.
Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.
Большевистская национальная политика и мусульманские народы в период революции и гражданской войны 1917−1920 гг.
28.11.2016
Оцените статью: 
(272 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Октябрьская революция 1917 года привела к власти партию большевиков. Народным комиссаром по делам национальностей в советском правительстве был назначен Иосиф Сталин. После публикации в 1913 году работы «Марксизм и национальный вопрос» он считался авторитетом среди коммунистов в национальной проблематике.

Сразу же после прихода к власти большевики провозгласили тезис о праве наций на самоопределение, в том числе тех, которые были ранее составной частью Российской империи. По факту же, этим правом в полной мере смогли воспользоваться лишь поляки, финны и балтийские народы. Все остальные, в том числе мусульмане Крыма, Поволжья, Кавказа и Туркестана, вновь оказались в составе новой империи  на этот раз Советской.

До и в период революции 1917 года считалось, что все мусульманские народы России имеют общие интересы и, соответственно, должны иметь единое представительство в органах власти. В российской Госдуме в 19061907 годах существовала даже отдельная мусульманская фракция. Однако в 1917-м центробежные тенденции в политической жизни страны и мощная агитационная кампания большевистской партии привели к тому, что в разных частях бывшей империи возникли сепаратистские устремления.

После падения Временного правительства в ноябре 1917 года Украина, Финляндия, Крым и ряд других территорий провозгласили независимость. Позднее независимые государства, в том числе с преобладанием мусульманского населения, возникли на Кавказе, в Волжско-Уральском регионе и Туркестане.

Правительство Ленина рассматривало возникновение этих государств лишь как временное явление, вызванное стремлением местной буржуазии обеспечить контроль над своими народами. Для противодействия движениям националистов ЦК Российской коммунистической партии (большевиков) создал 19 ноября 1918 года Центральное бюро мусульманских коммунистических организаций, задачей которого было ведение агитации в регионах с мусульманским населением.

С первого дня своего существования Центральное бюро организовало издательскую секцию, которая поставила своей целью распространение «среди отсталых мусульманских масс идей социализма и разъяснение сути тех лозунгов, которое выставило рабоче-крестьянское правительство».

Центральное бюро издавало две коммунистические газеты: «Эшче» на татарском языке и «Ени-Дунья» на турецком, из которых первая выходила два раза в неделю, а вторая  один. Разовый тираж «Эшче» составлял 30 тыс. экземпляров, а «Ени-Дунья»  20 тыс. Несмотря на жестокий экономический кризис, газеты распространялись среди населения бесплатно.

Вместе с газетами издательская секция переводила на тюркские языки пропагандистские брошюры с произведениями Ленина, Бухарина, Троцкого, Зиновьева, Маркса, Бебеля, а также декреты и постановления органов советской власти. Помимо издательского отдела, Центральное бюро мусульманских коммунистических организаций создало отдел международной пропаганды среди народов Востока, которым руководил непосредственно ЦК большевистской партии.

При отделе были созданы следующие секции: арабская, персидская, турецкая, азербайджанская, бухарская, киргизская, горцев Кавказа, а также татарская. При каждой работала группа переводчиков, в задачу которых входил перевод работ коммунистических идеологов. О серьезности проводившейся работы свидетельствует и тот факт, что при бюро были также созданы курсы агитаторов, которые, получив соответствующую подготовку, выезжали непосредственно в мусульманские государства. Некоторые из них вели там активную подпольную работу.

Несколько подобных групп в период 19181920 годов были заброшены в Крым. В занятых Красной армией районах Украины работали типографии, которые печатали направленную на крымских татар агитационную литературу (Крым с ноября 1918 по ноябрь 1920 года контролировался белогвардейскими войсками).

Интересным представляется факт определенного заигрывания советской власти с мусульманским населением бывшей Российской империи. Чтобы завоевать симпатию народов, исповедующих Ислам, коммунисты искали особые подходы. В 19181920 годах большевики старались проявлять терпимость к мусульманскому духовенству, не ведя агрессивной атеистической пропаганды, как это случилось позднее, после укрепления советской власти.

В ноябре 1918 года, по поручению Ленина, Сталин организовал в Москве I съезд мусульман-коммунистов, на котором ЦК РКП (б) поставил задачи по расширению влияния большевиков среди мусульман. В дальнейшем внимание коммунистических лидеров к работе в мусульманских странах и регионах только усиливалось.

Спустя год Сталин вновь организовал съезд мусульман-коммунистов. На этот раз в его работе принял участие сам Ленин. Он выступил с речью, в которой, в частности, сказал: «Революционное движение народов Востока может сейчас получить успешное развитие, оно может получить разрешение не иначе, как в непосредственной связи с революционной борьбой нашей Советской республики против международного империализма».

Другими словами, речь шла о том, что мусульмане-коммунисты должны были подготовить почву для продвижения частей Красной армии в страны Востока. В Азербайджане такая почва была успешно подготовлена, что позволило практически без боя занять эту страну весной 1920 года.

Сложнее обстояла ситуация в Крыму, где находилась мощная и хорошо вооруженная армия генерала Врангеля, которая на протяжении многих месяцев успешно сдерживала наступление большевиков. Часть крымских татар поддерживала белогвардейцев и служила во врангелевской армии. Но группа Д. Сайдамета, входившая в крымскотатарскую националистическую партию Милли Фирка, ориентировалась на Польшу и Турцию, выступая против эксцессов режима Врангеля. Были среди крымских татар и немало сторонников коммунистов.

В ноябре 1920 года Красная армия прорвала оборону белогвардейцев и заняла Крым. Время заигрывания большевиков с мусульманскими народами закончилось. Крым был присоединен к РСФСР в качестве автономной республики.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.