Мусульманские дома Галичины: что из истории мы забыли

Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульмане часто формировали целые анклавы-колонии в разных местностях внутри христианского большинства и наоборот
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманская община в Адамовке, как и многие другие, с течением времени христианизировалась
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Известны и основные занятия львовских татар: земляные работы и торговля
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
В саду у дворца есть два перенесенных с окраины восточные надгробия XVIII века
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Уже с ХХ века возникает целое турецкое кладбище в селе Гутиско Бережанского района Тернопольской области
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
В Тернополе мечети не возводили, но топоним «Татарская слобода» прочно закрепился в городе и впоследствии трансформировался в ул. Татарскую
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Турки и татары заняли Подольское воеводство от Стрипи и Бучача на западе до Брацлавщины на востоке
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
В Гусятине до сих пор стоит церковь святого Онуфрия XVI–XVII веков, которая на протяжении последней четверти XVII века была мечетью
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
«Обретение язловецкого замка в 1684 году» авторства Жана-Баптиста Мартина
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
Мусульманские дома Галичины: что мы подзабыли из истории
21.08.2015
Оцените статью: 
(476 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Если довериться советской традиции историописания, то исповедующие Ислам в украинском прошлом  «агрессоры» и «бродяги», настроенные «порабощать» наш народ и препятствовать «извечному стремлению» к «воссоединению Украины с Россией». Для сторонников этой точки зрения мелочью является то, что мусульманский пласт в славянской культуре и идеологии самой России довольно ощутим, что запорожские и донские казаки действовали как раз на границе христианского и мусульманского миров (часто теми же методами, что и оппоненты). Что, в конце концов, мусульмане часто формировали целые анклавы-колонии в разных местностях внутри христианского большинства и наоборот. Однако стереотипы  сильная вещь. И именно из-за них, внедренных упрощенным толкованием истории, жизнь мусульман и культурный обмен с ними на «коренных» украинских землях остается белым пятном. Ярким примером этого является Галичина, а начать можно даже со Львова.

Татарские ворота и вокруг

«Пять народов проживало в самом городе Народы те были  русский, который занимал восточную часть, жидовский, который находился в небольшом юго-восточном углу четырехугольника, не выступая за улицу, что до сих пор жидовской называется, занимая несколько домов, армянский занял целую высшую армянскую улицу, аж до монастыря доминиканцев, татарский  на улице Краковской до самого севера, как от улицы армянской к воротам идти,  имел несколько своих домов,  писал о. Дионисий Зубрицкий в Хронике города Львова, изданной в 1844 году.  Остальную же часть города занимали в основном немцы, между которыми, однако, кое-где русины и поляки позже селились».
По словам исследователя, первоначально Львов имел только двое ворот  Галицкие и Краковские. И последние еще в начале XVI века назывались porta tartarica.

«Сохранилась традиция, что в городе, в том месте, где сейчас доминиканский конвент, когда-то существовала татарская мечеть. Не нашел в пользу этого ни одного доказательства, поэтому приобщаю это известие, как сомнительное. Но не подлежит сомнению, что, будучи оседлыми жителями Львова, при общеизвестной толерантности русских князей, божницу свою и кладбище во Львове они должны были иметь»,  продолжал о. Зубрицкий.

Известны и основные занятия львовских татар: земляные работы и торговля.

К слову, львовский историк Бартоломей Зиморович считал, что название львовской улици Зарванская  Зарваници, происходит от слова «сарацины», которые якобы осели в городе. Д. Зубрицкий называл это толкование ложным, настаивая, что топоним связан с сербами-купцами и имел первоначально форму ул. «Сербанская». Но, очевидно, что даже, несмотря на эту проблему, прошлое Львова скрывает в себе до сих пор неизвестный, а потому и неоцененный должным образом момент из быта мусульманской общины татар.

Адамовка у Бережан

Следующий интересный пункт нашего виртуального путешествия  Бережаны. Этот город известен с 1375 года и в течение веков был собственностью семьи Синявских, состоятельных магнатов, которые не раз влияли на судьбу Речи Посполитой. В Бережанах до сих пор существует название части городской застройки «Адамовка»  в 15841625 годах независимого города, в котором селили пленных татар. Название этого поселения связывают либо с внуком короля Даниила Галицкого, сыном его дочери Анны, или же с именем владельца Бережан, коронного подчашего и яворовского старосты Адама-Иеронима Сенявского (15761619)  владельца также Меджибожа, Сатанова и Зинькова на Подолье. Последний вполне мог поселить на Адамовке татар, поскольку был известным воином и в 1600 году воевал в молдавской кампании Яна Сариуша Замойского (15421605).

К сожалению, в источниках нет сообщения о религиозной жизни татар под Бережанами. Мусульманская община в Адамовке, как и многие другие, с течением времени христианизировалась. А что соответствующий процесс должен был начаться сравнительно рано, свидетельствует древний храм святого Николая, при котором уже в 1600 году создали братство и в 1603-м его устав утвердил львовский епископ Гедеон Балабан.

Адамовка как автономное поселение не существует с 1843 года, когда его окончательно присоединили к Бережанам. Впрочем, еще недавно проказливых детей в этих окрестностях называли «ото адамовские татары».

Татарская Слобода и другие

Подобно бережанской общине сложилась судьба «Татарской слободы» возле Тернополя. Город был официально основан в 1540 году краковским кастеляном Яном Амором, графом с Тарнова, который участвовал в габсбургско-турецкой войне 1521 года, а в 1524-м разбил возле Львова татарский отряд.

Но больше шансов на роль основателя «Татарской слободы» у города имеет зять Тарновского  князь Константин-Василий Острожский (15261608). Он многократно успешно отражал походы ордынцев и заслужил, по словам Каспра Несецкого, звание «лучшего защитника от татарских нападений после смерти отца». В то же время он прославился толерантностью, потому что имел на службе в Остроге много татар, для которых в городе действовала мечеть.

В Тернополе мечети не возводили, но топоним «Татарская слобода» прочно закрепился в городе и впоследствии трансформировался в ул. Татарскую, которая существует до сих пор. Как считала историк и краевед Любомира Бойцун, татары поселились возле Тернополя во времена, близкие к основанию города. Жили они за валами, то есть на окраине. Не исключено, что тернопольские татары не были простыми пленными, ведь были сосредоточены именно в «слободе». К тому же, инвентарь города от 1672 года среди горожан и жителей пригорода содержит намеки на татарские фамилии, а среди них  Андрея Татарина. По иронии судьбы, через века после исчезновения татарской общины города на ее территории, на ул. Глиняной, рос известный тюрколог Омелян Прицак.

Существовали в галицкой части современной Тернопольщины и другие колонии тюркских народов, которые традиционно исповедовали Ислам. К примеру, есть упоминания о таком поселении в деревне Конюхи Козовского района или же в селе Тисове у Болехова, что на Ивано-Франковщине.

Язловецкая загадка

Так, древние дома мусульман на Галичине смело можно отнести к временам Средневековья. Но есть в нашей истории и другие периоды, когда мусульмане контролировали значительную часть края. Речь идет, прежде всего, о польско-украинско-турецких войнах времен гетмана Петра Дорошенко (16271698). Так, по результатам войны 16721676 годов турки и татары заняли Подольское воеводство от Стрипи и Бучача на западе до Брацлавщины на востоке. Чертков стал центром субпашалика, подчиненного паше из Каменца-Подольского  центра Подольского эялета. Поскольку мусульмане планировали осесть на Западном Подолье надолго и целенаправленно заселяли эти земли семьями, которые исповедовали Ислам, то начали устанавливать на наших землях мечети, а то и превращать в них христианские храмы.

В Гусятине до сих пор стоит церковь святого Онуфрия XVIXVII веков, которая на протяжении последней четверти XVII века была мечетью и возле которой даже возвели минарет, который был разрушен после изгнания турок из Подолья в 1699-м.

Место для молитвы мусульман должно было обязательно существовать и в занятом ими в течение 16761684 годов городке Язловец, ведь в тамошнем замке находился гарнизон янычар, состоявший из более полтысячи человек. Очевидно, что для религиозных нужд верующих нужно было оборудовать одно из помещений замка или один из местных храмов. К примеру, можно было бы предположить, что мусульмане начали использовать доминиканский костел при монастыре, который монахи вынуждены были покинуть. Но есть две подсказки, которые склоняют к сомнениям в правильности этой мысли. Во-первых, о. Садок Баронч в «Памятниках язловецких» подает, ссылаясь на древние рукописи, что монастырь был разрушен. Во-вторых, это свидетельство подтверждает картина «Обретение язловецкого замка в 1684 году» авторства Жана-Баптиста Мартина (на эту работу мне любезно указал историк Руслан Подставка, за что выражаю ему искреннюю благодарность  авт.). На полотне костел Успения Девы Марии в Язловце действительно стоит разрушенным, но поражает то, что у католического храма изображена круглая постройка с высокой башней рядом  очевидно, мечеть. По справедливому замечанию Р. Подставка, к работе Ж.-Б. Мартина нужно относиться критически, ведь создана она не непосредственным очевидцем событий, а по описаниям, и во многих случаях неправильно передает даже конструкции крепости. Поэтому сомнения возникают относительно вида и размеров мечети, однако не по факту ее существования

Язловецкая мечеть, какой бы она ни была, уже давно уничтожена. Ответ на вопрос о ее существовании и локализации могут дать разве археологические исследования. Аналогичной выглядит ситуация в данном отношении и с другими галицкими городами, когда-либо занятыми Великой Портой.

Мусульманские могилы

Как со времен войн XVII века, так и из более поздних в Галичине остались многочисленные захоронения мусульман. Но если следы кладбища во Львове затерлись, то, к примеру, в Плотыче под Тернополем они существовали до прихода «советов».

«В саду у дворца есть два перенесенных с окраины восточные надгробия XVIII века. Из надписи на турецком языке, помещенной на тюрбановом монументе, следует, что это памятник «Эль Гаджи Али Эфенди, ходжи двора цисарского, умершего вдали от родины,  читаем в туристическом путеводителе Тернопольским воеводством за 1928 год.  Второй памятник в форме большой мраморной плиты с хорошей орнаментацией имеет армянскую надпись ».

Уже с ХХ века возникает целое турецкое кладбище в селе Гутиско Бережанского района Тернопольской области.

«Из истории знаем, что в этих краях с августа 1916 года по август 1917 года турецкие военные части воевали на стороне Австро-Венгерской империи против царской России. Стамбул направил тогда в Галичину сорокотысячный корпус под командованием генерала Севата Чобанли. Турецкие подразделения расположились вдоль реки Золотая Липа к юго-западу от Бережан. К ним входили два артиллерийских, шесть пехотных полков, два эскадрона кавалерии, а также два пулеметные, саперное и связочное подразделения,  читаем в статье «Мусульманские могилы на Галицких землях».  Кстати, фронтовыми соседями турецких легионеров были украинские сечевые стрельцы. Они держали оборону неподалеку Бережан. Из воспоминаний участников тех событий известно, что турецкое войско было очень храбрым, а его старшины  культурными европейцами».

Вот такие вот наброски об обителях галицких мусульман. Загадок здесь пока больше, чем уже разведанного. Учитывая современную нашу войну и более миллиона беженцев, среди которых много мусульман, украинское общество обязано беречь эту память ради собственного же будущего и развития государства, в котором было бы удобно всем, кто уважает другого и уважает его «право быть собой». Чтобы те, к кому беженцы обращаются, понимали, что пришельцы здесь не чужие. Хоть история наших взаимоотношений была действительно сложной, однако она была и богатой. И чтобы те, кто временно вынужден покинуть родные земли, знали,  они также идут не к чужим, их предшественники были тесно связаны с этими краями. И не только военной историей. Так из прошлого мы выходим на современность: круг замыкается и ставит перед нами важный императив  толерантности.

Источник: РИСУ

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.