К моменту возникновения Крымского ханства в первой половине XV века значительная часть населения полуострова уже приняла Ислам. Многочисленные мечети были построены во многих городах Крыма, за исключением тех, которые контролировали Генуя, Венеция и православное княжество Феодоро.
Активная исламизация Крыма началась в период золотоордынского государства. Историка И. Миргалеев писал:
«Мусульман [в Золотой Орде] было изначально достаточно много. Известно, что болгары не были столь многочисленны, но все же и они сыграли в деле исламизации населения Золотой Орды важную роль. Однако основным мусульманским населением они не могли быть, такими могли быть восточные кыпчаки — хорезмийцы. Западные кыпчаки были более христианизированы, возможно, какая-то часть этих кыпчаков, проживающих в сопредельных районах с болгарами, и исламизировалась, но все же основная часть оставалась язычниками или переходила в христианство. К тому же и западные кыпчаки практически были разбросаны по вновь созданным кланам. Восточные кыпчаки, будучи мусульманами и имея один язык с западными кыпчаками, стали сильно влиять на них и способствовали их быстрой исламизации».
Принятие Ислама при хане Узбеке привело к бурному строительству мечетей по всей территории Улуса Джучи. Одновременно с этим стали возникать мусульманские учебные заведения — мектебы и медресе. Необходимо было закрепить принятую народом религию и не дать возможности скрытым язычникам при благоприятных условиях провести реставрацию старых порядков.
Уже в 1314 году в ходе принятия Ислама населением Золотой Орды в Крыму, в городе Солхат, была заложена мечеть, а в 1332 году к ней было пристроено медресе. До нашего времени сохранились лишь руины медресе, но и они свидетельствуют о его значительных размерах. Исследования археологов позволили уточнить размеры учебного заведения. Оказалось, что оно было в несколько раз больше, чем хорошо сохранившаяся до наших дней мечеть Узбека. Вероятно, медресе как мусульманское училище функционировало в Крыму около 100 лет. Здание серьезно пострадало в результате землетрясения 1423 года и долгое время не восстанавливалось. Окончательно оно пришло в запустение лишь после уничтожения Крымского ханства в конце XVIII века.
Э. Зиливинская на основании проведенных археологических раскопок составила подробное описание первого крымского медресе в Солхате:
«[Оно] представляет собой почти квадратное здание (со стороной около 28 м), ориентированное по сторонам света. Стены сложены панцирной кладкой: лицевая часть из хорошо отесанных квадров, а толща из подтесанных камней и гальки на известковом растворе. Со стороны помещений стены были оштукатурены. Восточная стена являлась портальной. В нижней части она была оформлена резным фризом, от которого сохранилась горизонтальная профилировка. В центре стены располагался портал. В настоящее время от него сохранились только основания платформ под пилоны, а в 20-е годы XX в. была раскопана нижняя часть самих пилонов. Ширина портала — 7, 0 м, длина — 7, 6 м. Внешний облик портала восстанавливается по рисунку М. М. Иванова, сделанному в XVIII в. В целом портал медресе похож на портал пристроенной к нему мечети, но больше и богаче по оформлению».
В 20-е годы XX ст. археологическая экспедиция под руководством И. Бороздина установила, что во второй половине XIV ст. часть медресе перестроили в дюрбе (мавзолей), где было несколько надгробий — одно из них принадлежало основательнице медресе Инджибек-хатун.
Известно, что первые медресе — высшие учебные заведения мусульманского мира — возникли на рубеже IX–X веков в Бухаре. Это были настоящие средневековые университеты, дававшие очень высокий для того времени уровень образования. Для этих заведений специально строились отдельные здания. Поначалу медресе основывались по инициативе отдельных меценатов. Государство турок-сельджуков в XI веке реорганизовало систему религиозного образования: с этого времени медресе становятся государственными учреждениями. Их количество в Анатолии, а затем и в других частях мусульманского мира начинает стремительно расти.
Сельджуки разработали типовой план сооружения: оно было прямоугольным, с большим внутренним двором, из которого можно было зайти в любую аудиторию — именно таким было здание медресе в Солхате. Такая планировка называется четырехайванной. Она характерна не только для мусульманских учебных заведений, но для караван-сараев, а также дворцов правителей ближневосточных государств. Как правило, в комплексе с медресе строились мечети, а в некоторых случаях и мавзолеи.
С возникновением Крымского ханства начался активный подъем религиозной жизни в государстве, строились новые мечети и медресе. В 1500 году хан Менгли I Герай построил, пожалуй, самое известное медресе на полуострове — Зынджирлы в Салачике (сегодня территория Бахчисарая), которое со временем стало одним из центров мусульманской религиозной жизни в Крыму. Это медресе — единственное, уцелевшее до наших дней, хотя и со значительными перестройками. В 1914 году на территории комплекса Зынджирлы похоронен выдающийся крымскотатарский просветитель Исмаил Гаспринский.
Расцвет религиозного образования в Крымском ханстве пришелся на XVI–XVII века. Особенностью крымскотатарского Ислама, как и тюркского Ислама в целом, была приверженность его последователей суфизму. В тот период на полуострове существовали многочисленные суфийские тарикаты, пользовавшиеся поддержкой отдельных крымских ханов. В Евпатории (Гёзлёв) сохранилось суфийское текие, представляющее собой комплекс зданий, в том числе мечеть и медресе.
К концу существования Крымского ханства (1783) на полуострове функционировало свыше 1600 мечетей и 25 медресе. Мусульманские учебные заведения в полной мере покрывали религиозные потребности крымских татар. После оккупации Крыма политика Российской империи привела к тому, что значительная часть коренного населения была вынуждена покинуть родину и переселится в Османскую империю. В большинстве оставленных крымцами сел перестали действовать и пришли в запустение многие культовые сооружения. Властями были также приняты меры по ограничению работы медресе, что сказалось и на уменьшении численности мусульманского духовенства в Крыму.
К 1914 году на полуострове оставалось 729 мечетей, а численность духовенства сократилась до 942 человек. После установления советской власти в ходе борьбы «с религиозными предрассудками» в 20–30-е годы число действующих мечетей сократилось до минимума, а религиозные образовательные учреждения были полностью ликвидированы. В 1944 году после депортации крымских татар все оставшиеся мечети были закрыты. Возрождение исламской религиозной жизни на полуострове началось в 1989 году — с началом возвращения крымских татар на историческую родину.
Александр Степанченко