Лжеволонтеры дискредитируют благотворительность

13.03.2015
Оцените статью: 
(236 оценки)
editor
Аватар пользователя editor

Фразу, вынесенную в заголовок, я услышала в метро. Две женщины весьма эмоционально обсуждали увиденное ими на одной из станций: словно сошедшему с экранной картинки фильма о бандитах 90-х годов колоритному детине специфической внешности трое молодых людей в волонтерских накидках, не стесняясь присутствия массы посторонних людей, передавали «собранные на АТО» деньги из тут же вскрытых коробков, за что им отсчитывалось заработанное «Я же всегда давала, сколько могла  гривню, две,  чуть ли не кричала пожилая пассажирка,  мне не этих гривень жалко, мне противно, что я день-через день поощряла этих тварей, утверждала их в безнаказанности, развращала их своими пожертвованиями!».

Её собеседница саркастично ей советовала: «Ну и дальше давай, отнимай грошики у семьи, пусть эти жируют! Сколько я тебе говорила  эти волонтеры только себе карманы набивают благодаря таким, как ты, лохам». Первая же пассажирка со слезами на глазах  и словно оправдываясь, возразила: «Ну, а как узнать, вдруг действительно  волонтер, а я из-за своего недоверия ту гривню несчастную ему в ящик-то и не опущу!». Через пару минут в обсуждение включился весь вагон  судя по всему, у людей накипело.

Перекрикивая друг друга, жестикулируя, приводя многочисленные примеры не только деятельности лжеволонтеров, но и афер с собранными средствами, ссылаясь на публикации в СМИ, новости по ТВ, убеждали друг друга в ненужности, нелепости и глупости милосердия После недолгого всплеска эмоций вагон как-то затих, недавние участники стихийной дискуссии прятали глаза друг от друга  как будто стыдясь в запале высказанных слов. И тогда, уже выходя на своей станции из вагона, один из пассажиров произнес: «Да, лжеволонтеры  как посланцы сатаны  и благотворительность дискредитируют, и души калечат неверием».

Убеждена, не у одной меня возникают вопросы по поводу деятельности псевдоблаготворителей, бригад собирателей средств «на АТО», «на госпиталь», «на эвакуированный детский дом». Не одна я подозреваю, что милиционеры, с которыми покровительственно, как с зависимым в том же метро здоровается очередной «квазиволонтер», получают свою долю. Не у одной меня появляется чувство брезгливого недоумения, когда уже не организованные в преступную шайку попрошаек «лжеволонтеры», а бестолковые лоботрясы на улицах под предлогом благого дела сшибают с прохожих деньги, а потом просаживают их в каком-нибудь кафе, даже не задумываясь о чудовищности своих действий. И уже не со слов случайных попутчиц в метро, а на своем опыте я столкнулась с подобным: спешила на встречу в одно из кафе в центре Киева, пожертвовала небольшую сумму «волонтерам», по виду  студентам. По иронии судьбы, через полчаса в то же заведение вошли эти же молодые люди, беззастенчиво обсуждая размеры добычи. Меня они не узнали  да мало ли «лохов» попадается на их удочку, всех разве упомнишь

И я подумала  прав тот попутчик в метро, назвавший таких «посланцами сатаны». Лжеволонтеры не просто манипулируют нашим желанием помочь и армии, и вынужденным переселенцам, а дискредитируют само понятие благотворительности, ожесточают души и убивают в людях способность сострадать. Они, эти люди (а скорее  нѐлюди), заставляют разочаровываться в существовании общечеловеческих ценностей. Мы начинаем сомневаться в правильности того, чему учат практически все мировые религии. Ислам предписывает быть милосердным  «Будьте милостивы к тем, кто на земле, и к вам будет милостив Тот, кто на небе» Евангелие учит любви и милосердию: «Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Мф., 5, 42). Но как быть, когда любовь к ближнему, милосердие  этими же ближними, глумящимися над ними, и обесцениваются? Нужно ли и можно ли пускать сомнения в свой разум и душу, надо ли останавливать свой порыв  поделиться хоть долей того, что имеешь? Как поступать? Проходить мимо или все же пожертвовать хоть что-то  и пусть тот, кто обманул нас, кто спекулировал на сложившейся ситуации, несет наказание  если уж не в виде осуждения человеческого, то перед Творцом?

Практически все мировые религии объединяет общее в подходе к морали и нравственности  и милосердие, помощь ближнему абсолютно во всех священных текстах описываются, как благие деяния  но когда сомнения останавливают нашу руку с подаянием просящему, не совершаем ли мы больший грех, чем тот, кто в нас эти сомнения вполне обоснованно посеял?

Что же думают священнослужители того или иного вероучения о лжеволонтерах? Как посоветуют поступать в случае сомнений? В частности мы обратились к представителям мусульманских и христианских религиозных организаций, общественным деятелям.

Шейх Саид Исмагилов, муфтий Духовного Управления мусульман Украины (ДУМУ) «УММА»:

«По той информации, которой обладаю я, весь этот «собирательский» псевдоволонтерский бизнес построен очень хитро: там действительно какую-то мизерную часть отдают на помощь нуждающимся (дабы было что предъявить в ответ на обвинения в мошенничестве  ред.), а основная часть собранного оседает в карманах как самих собирающих, так и их кураторов. Но Украина находится в такой ситуации, что действительно нуждается в помощи беженцам, армии, раненым солдатам, детским домам и так далее. Поэтому, лучше миновать всяческих сомнительных посредников и уличных «собирал» — помощь должна производиться адресно. Есть известные волонтерские организации с безукоризненной репутацией  как, например, «Народный Тыл», куда можно без сомнений передавать свои средства. Или же оказывать материальную помощь (в том или ином виде), отдавая ее в руки самих нуждающихся в ней  раненых или беженцев. Можно отправлять посылки непосредственно самим солдатам на передовую.

В любом случае такой собирательный бизнес существует лишь до тех пор, пока им (лжеволонтерам, паразитирующим на милосердии  ред.) кто-то дает деньги. Как только люди перестанут давать таким уличным «собиралам» — эта категория мошенников-попрошаек исчезнет сама собой.

С точки же зрения ислама благотворительность  это великое духовное служение. Человек, который спасает других людей или помогает нуждающимся  очищает свою душу от тяжести грехов. И чем сильнее нуждается адресат помощи, тем больше награда от Господа для жертвующего. Самое главное  это помогать действительно нуждающимся, а не стать объектом мошенничества»,  сказал муфтий.

То, что помогать необходимо, подчеркивает и православный священнослужитель  и тоже акцентирует внимание на том, что наша помощь должна оказываться тем, кому она действительно необходима.

Священник Украинской православной церкви Киевского Патриархата (УПЦ КП), отец Богдан (Тимошенко):

«Коротко скажу одно: если у вас есть выбор  кому и как оказывать помошь, то мы должны включить свой разум и анализировать, что окажется более полезным. Разум и знание подсказывают, что деньги, опущенные в коробок встреченному на улице «волонтеру», совсем не означает, что вы кому-то действительно помогли. Это не дает (возможности  ред.) контроля для использования этих денег по назначению. Если же мы жертвуем тем, кого знаем или видим их деятельность, то разум нам говорит, что тут гораздо больше шансов, что средства пойдут по назначению. Не нужно понимать и исполнять предписание о помощи всем, кого мы встречаем на своем пути, буквально  ведь это сказано о тех, кто явно нуждается, а не про преступников, которые, притворившись бедными или волонтерами, наживаются на нас»,  высказал точку зрения отец Богдан.

Как рассказал Георгий Тука, председатель правления общественного объединения «Народный Тыл», в сюжете телеканала «Украина», преимущественное большинство тех, кто собирает деньги на улицах, на перекрестках дорог для нужд армии либо тяжелобольных, являются элементарными мошенниками, поэтому настоящие волонтеры предлагают бороться с таким явлением полным «игнором». Георгий Тука считает самым страшным то, что подобные «волонтеры» подрывает доверие общества к настоящим волонтерам, а действительно нуждающиеся люди перестают верить, что им смогут помочь благотворители.

Поскольку по документам к лжеволонтерам практически не подкопаться, их рекомендуют «морить голодом». По-простому  не давать деньги собирающим на улицах и в транспорте. Если же реально хотите помочь, стоит поискать волонтерские организации, которые публикуют отчеты о своих поступлениях, тратах. Не стоит лениться и для проверки самому созвонится с военным подразделением, которому помогает организация, или с тем, кто нуждается в лечении.

В заключение я подумала вот о чем  дело, наверное, не только в тех, кто пытается нажиться на нашем стремлении помочь. Но и в нас  нам иногда проще опустить в коробок просящего купюру или бросить монетку и тем успокоить свою совесть. Эту мысль в беседе высказала журналист Татьяна Евлоева: «В основном, на мой взгляд, проблема не столько в лжеволонтерах, а в нашем всенародном стремлении к «халяве». Человеку хочется казаться перед самим собой лучше, чем он есть на самом деле, и при этом не особенно напрягаться. Ему легче откупиться, сделать некий символичный жест, дав что-то просящему и поставить галочку в списке добрых дел, чем потратить даже минуту своего времени, чтоб поинтересоваться  где и кто действительно нуждается в помощи?»,  заметила она.

И об этом мы обязательно поговорим в следующий раз.

Ольга Юрченко

 

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.