Научный сотрудник Национального университета «Острожская академия», переводчик Корана на украинский язык Михаил Якубович принял участие в пресс-конференции «Трансформационные процессы в мусульманском обществе Украины», которая в феврале 2015 состоялась в украинском национальном информационном агентстве «Укринформ». Михаил Михайлович поделился своими мыслями о современном Исламе в Украине, которые мы и предлагаем читателям нашего сайта.
Я хотел бы обрисовать ситуацию в мусульманских общинах Украины, которая наблюдается в связи с длительным политическим противостоянием в нашем государстве. Должен отметить, что, как мы должны делить историю новейшей Украины с 1991 года до 2013-2014 годов, как один этап и, начиная с 2014 года как второй этап, так же и историю мусульманских сообществ Украины мы очевидно должны делить на два периода. Почему так? Дело в том, что, хотя для кого-то это прозвучит странным, мусульманские сообщества Украины это именно те религиозные общины, на которые события в Крыму и на Донбассе оказали наиболее значимое влияние. Среди 500-600 тысяч украинских мусульман на 2013 год абсолютное большинство проживали именно на территории юга и востока. Прежде всего в Крыму, где проживает почти половина украинских мусульман. И на Донбассе, где по разным оценкам их количество насчитывало от 50 до 80 000 человек. После событий в Крыму и на Донбассе мы можем говорить об украинском исламе только в трех реальностях.
Первая реальность - это собственно украинская, вторая - это российская политико-правовая реальность в Крыму. И третья реальность - это Донбасс. События там находятся в динамике, и реальность и до сих пор не определена. Часть мусульман Донбасса находится на освобожденных территориях, часть в зоне боевых действий. До половины мусульман Донбасса покинули зону оккупированных территорий. Среди крымских татар уже до 20000 переселенцев, которые оставили полуостров.
Я начну краткий обзор с событий в Крыму. На полуострове было мощное духовное управление. Со времени аннексии это управление оказалось в центре внимания. Другие менее значимые структуры или прекратили свое существование, либо перешли в другие формы. Например, представители так называемых салафитских общин. Такие организации, как Хизб ут-Тахрир, исламская партия освобождения, в основном выехали за пределы Крыма потому, как что российская политика - это выдавливание наиболее активных сегментов мусульманского сообщества. Уже были аресты, есть сообщения об исчезновении людей. На фоне этого открываются новые мечети, осуществляется какая исламская деятельность. Но по крайней мере активная часть, которая выступала против аннексии Крыма, или не соответствовала представлениям об официальном исламе в России, была вынуждена выехать за пределы полуострова. Духовное управление мусульман Крыма оказалось в центре дискурса противостояния между различными организациями российского ислама. Дело в том, что в России есть более 90 муфтиятов, есть мощные структуры и есть значительный уровень конкуренции и противостояния между мусульманскими общинами. И поэтому каждая из этих мощных структур, прежде всего Центральное духовное управление мусульман Российской Федерации и Совет муфтиев России, пытались привлечь Духовное управление мусульман Крыма в свой состав, или, по крайней мере, наладить диалог. Духовное управление мусульман Крыма за прошлый год посетили все основные игроки российского ислама. Наибольший успех имели, очевидно, кавказские мусульмане, проводящие на полуострове определенные меры общественно-политического характера. Но Духовное управление мусульман Крыма сохраняет нейтралитет и не вошло в состав каких-то больших структур.
Пока все эти процессы происходят на уровне диалога, но рано или поздно Духовное управление мусульман Крыма будет вынуждено стать на чью-то сторону, потому что ему потребуется некоторая «крыша», которая говорила бы от имени Духовного управления с российскими властями и пыталась защищать права крымских мусульман, потому что в России сложились совсем иные отношения между мусульманскими общинами и государством, чем в Украине. И Крым с каждым месяцем становится все больше интегрированным в эту реальность.
Несколько иные события происходили на Донбассе, где основные всеукраинские мусульманские организации, к сожалению, теряют свое влияние, даже физически не могут поддерживать постоянную коммуникацию. Там уже есть попытки создания некоторых альтернативных муфтиятов, альтернативных духовных управлений. Например, было такое малоизвестное Духовное управление мусульман Украины «Единение», главу которой в прессе уже часто называют главой мусульман Донецкой Народной Республики. Этот процесс в динамике, но определенная часть мусульман Донбасса не выступала против сепаратизма, в некоторых мечетях даже велась откровенная агитация за создание каких-то отдельных территориальной образований. Определенная часть мусульман, хотя и не большинство, с симпатией относилась к подобным идеям. Насколько люди сейчас уже разочарованы говорить сложно, но очевидно, что на Донбассе исламский фактор еще будет иметь свое развитие. Так или иначе, будет попытка создать некое централизованное духовное управление, использовать опыт российского ислама, потому что другой опыт вряд ли там может быть использован.
В Украине ситуация тоже в значительной степени стала меняться, прежде всего из-за миграции. Во-первых, из-за миграции из Крыма, которая происходит в центральных и западных регионах. В частности, во Львовской, Тернопольской, Винницкой областях вследствие увеличения количества мусульман активизируются общественно-политические процессы, активизируются идеи создания новых духовных центров или новых автономных общин. Мы еще будем иметь ситуацию с автономными общинами, когда даже в одном большом городе, например Львове, может быть несколько или самостоятельных общин, или таких, которые относятся к различным духовных управлениям. Это вызвано идеологическими разногласиями среди мусульман, отсутствием общего видения даже доктринальных вопросов, не говоря о возможности сотрудничества с государством.
В какой-то степени это стало вызовом для местной власти, которая никогда не сталкивалась с мусульманами. Как было озвучено в исследовании Украинского центра исламоведческих исследований, на центральной и западной Украине, особенно в сельских регионах, уровень осведомленности об исламе низкий, так как регион преимущественно моноэтнический. В качестве рекомендации скажу, что украинская власть должна способствовать диалогу с мусульманскими общинами, потому что когда возникнут вопросы открытия новых мечетей, может появиться определенное недоразумение. Как скажем в Хмельницком и Белой Церкви, где под строительство мечетей не выделяли земельные участки. И эти шаги делать надо уже сейчас потому, что пока в медийном дискурсе преобладает хорошее отношение к мусульманам, их воспринимают положительно, особенно крымских. Поэтому есть определенная перспектива.
Изменения в мусульманских общинах привели к тому, что опять начался формативный период украинской ислама. Напомним, что до 1989 года в Украине мусульман официально не существовало. Развитие украинского ислама неразрывно связано с развитием Украины. В 90-х годах начался формативный период, который в середине 2000-х начал подходить к завершению. В ближайшее время начнется разделение мусульманских общин на основании отношения к политическим событиям.
В Духовном управлении мусульман Украины (ДУМУ) формально декларируется идея преданности единой стране, но не имеет никакой поддержки и это скорей нейтральная позиция, но это тоже позиция.
Духовное управление мусульман Украины УММА принимало гораздо более активное участие в событиях Евромайдана. Автономные общины, даже те, кто выехал из Крыма, например организация Хизб ут-Тахрир негативно воспринимали происходящее в Украине. Это связано с их идеологией, что любая демократия - это зло, что нужно строить Исламский Халифат. И революция, и все происходило в Украине - это тоже зло. Но почему-то из Крыма они перебрались в Западную Украину в поисках религиозной свободы. В России Хизб ут-Тахрир запрещена.
В качестве итога хочу сказать, что назрела очень острая необходимость создания в Украине единого мощного центра исламоведческих исследований, который бы, по крайней мере, сохранил то наследие, которое у нас было создано между 91-м и 2014-м годами. Это нужно сделать для того, чтобы показать каким положительным может быть сотрудничество между украинским государством, украинским обществом и украинским мусульманами, которые уже давно стали частью украинского общества. И, если в течение ближайших лет этого не будет сделано мы начнем терять крымских мусульман, которые могут присоединиться к одному из духовных управлений в системе Ислама РФ. Это же касается и Донбасса.
Мне хочется верить, что это будет сделано и что большую роль в этом сыграют сами мусульманские общины.
Записал Игорь Январев