Индийский Верховный суд рассмотрел инцидент касательно храма в Айодхье — дело, которое тянется уже четверть века и имеет долгую предысторию.
За все годы независимости Индии напряженность в отношениях между индуистами (подавляющим большинством населения страны) и мусульманами, которых в стране десятки миллионов, не только сохраняется, но и время от времени принимает очень острые формы.
Небольшой (50 тыс. жителей) город Айодхья на севере Республики четверть века назад стал ареной одного из самых ожесточенных конфликтов в отношениях между двумя общинами.
Город относится к числу семи главных святынь индуизма. Считается, что именно там родился один из главных героев древности — бог Рама, которому посвящена поэма «Рамаяна», блестящий образец древнейшей индийской литературы. Согласно верованиям, произошло это событие 900 тыс. лет назад — индуистская хронология событий значительно отличается от представлений авраамических религий.
На предполагаемом месте рождения Рамы в глубокой древности был построен храм, который, вероятно, много раз обновлялся и перестраивался, пока не был разрушен в XVI в.
Мечеть Бабри масджид благополучно простояла 400 лет, но с 1984 года
Теперь дело дошло до Верховного суда, который оказался в очень непростой ситуации. Восстановить точную историческую истину относительно храма практически невозможно, а вот акт разгрома мечети и последующее кровопролитие — факты непреложные. Но в любом случае решение суда — каким бы оно ни было — может лишь разжечь страсти, а не поставить точку в затянувшемся конфликте. Та или иная сторона все равно останется недовольна, и это, скорее всего, спровоцирует новый раунд конфликтов и столкновений.
Поэтому Верховный суд пошел на политически корректный шаг. Вместо рассмотрения щекотливого вопроса по существу он призвал индусов и мусульман решить спорный вопрос мирно, за столом переговоров. Суд вызвался также выступить посредником в таких переговорах, которые позволили бы (как надеются) не только достичь компромиссного решения по конкретному вопросу, но и создать прецедент для урегулирования других конфликтных ситуаций — как на религиозной, так и на этнической почве, — которых в многонациональной Индии хватает.
Источники: