Франция: ислам на рабочем месте

Франция: ислам на рабочем месте
09.10.2009
Оцените статью: 
(161 оценка)
oksana
Аватар пользователя oksana

«Политикантроп», 7.10.2009

Даже нелегалы становятся все более уверенными в себе и требуют признания своих прав от общества, которое (и не без выгоды) пользуется их услугами. Что же тогда говорить о вполне легальных иммигрантах, или их детях и внуках - французских гражданах, которые тем не менее, являются этническими арабами, берберами, представителями других африканских народов, а по конфессиональной принадлежности - мусульманами. В отличие от родителей, которые приехали во Францию в 70-х гг. ХХ ст., они не живут в барачных поселках, намного более обеспеченные и образованные, хотя и не все имеют диплом бакалавра, а французский язык для них, в основном, первый и единственный. Проживая, обычно, компактными общинами, эти люди придерживаются своих обычаев и не прячутся с религиозными практиками, выдвигая конкретные требования по месту работы.

Эту тему исследует, среди прочих, и журналистка Сесилия Габизон. По ее мнению, и не только ее, от этой проблемы нельзя отмахнуться, поэтому такие большие компании, как Лореаль, Газ де Франс и Тоталь уже свыше года принимают участие в деятельности рабочей группы, которую организовала ассоциация «Динамическое разнообразие» под руководством Дуньи Бузар, антрополога, специалиста по вопросам религиозного радикализма. И нельзя сказать, что в прошлом патронат пренебрегал религиозными чувствами рабочих-мусульман: еще в 70-х годах, после больших забастовок, в некоторых цехах автозаводов Рено были оборудованы комнаты для молитв. Сегодня же рабочее время и выходные дни чередуются так, чтобы избежать конфликтов на религиозной почве. Во время большого мусульманского праздника Анд-Эль-Кебир работники-мусульмане официально получают разрешение быть отсутствующими на работе, благодаря чему им не нужно брать выходные за счет отпуска. Часы сменной работы на предприятии иногда согласовывают со временем молитвы и часто - с Рамаданом.

В сфере торговли также приходится так планировать расписание работы кассирш во время Рамадана, чтобы избежать резкого спада производительности работы и дать им возможность прервать дневное ритуальное голодание, не оставляя своего рабочего места. Руководство больших торговых учреждений идет на это, так как нет другого выхода. То, что на работе учитывают религиозные чувства и практики персонала есть вполне нормальным явлением для демократической страны, и эти ситуации являются предвиденными для руководителей предприятий, торговых учреждений, офисов и т.п. Но как действовать, когда работник отказывается, учитывая предписания ислама, перевозить спиртное, а официант в ресторане, побывав за границей в мусульманской стране, не желает больше обслуживать женщин? Или того лучше: сотрудник занимается нескрываемым прозелитизмом по месту работы, отказывается выполнять приказы шефа, так как это женщина, а никто не вмешивается. В этих случаях сбитые с толку руководители не знают, как реагировать. Уволить с работы? Тогда жди судебных исков и обвинений в расизме.

Именно наличие большого количества работников-мусульман и предопределяет появление на работе настоящих «идеологов», которые тихой сапой вводят общие молитвы или потребление пищи халал: мяса, приготовленного только по религиозным предписаниям. Служащие, отвечающие за прием на работу, обеспокоены наплывом кандидаток в мусульманских платках - хиджабах, и к тому же с дипломами: они могут претендовать и на ответственные должности. Предприятие - не колледж и не лицей, здесь нельзя запретить хиджаб без лишних разговоров просто на основании закона. Юристы же уверяют, что руководство должно давать согласие на составление рабочего расписания с учетом времени мусульманской молитвы и религиозных праздников, на меню халал и даже на ношение хиджаба, если это не в ущерб работе.

И все это является тенденцией на ближайшее будущее, хотя существует и такое мнение: нужно лишить эти проблемы религиозного содержания. А если бы христианин так же настаивал на строгом согласовании правил внутреннего распорядка предприятия с предписаниями религии, если бы он отказался перевозить или разгружать конфеты или шинку с колбасами во время поста? Его бы тут же уволили. А ведь французу, католику или протестанту, выросшему в светском обществе, такое и в голову не придет! Следовательно, именно работник-мусульманин имеет больше прав на работе и навязывает свои правила поведения, обычаи, предписания своей религии стране, в которой церковь отделена от государства. Стране, которая испокон веков была христианской и насчитывает миллионы ревностных католиков.

Галина ГУДИМЕНКО

Оригинал статьи на сайте «Политикантроп»

Ссылки на тему в украинских СМИ:

Австралийские мусульмане обвинили местные власти в расизме (Корреспондент)

В униформе британских полицейских появился хиджаб (Газета «Сегодня»)

В Штатах откроют первый исламский колледж (Газета «Сегодня»)

В Дании придется доплатить за паранджу в автобусе (Газета «Сегодня»)

Миф о «Еврабии» (Газета «День»)

Европейская исламофобия («Зеркало недели»)

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.