С 3 по 5 декабря с. г. в столице Королевства Саудовская Аравия состоялось достаточно резонансное событие - международный форум «Залив и мир». Это мероприятие, которое проводилось под патронатом министра иностранных дел Королевства Принца Сауда Аль-Фейсала, было организовано двумя структурами - Институтом дипломатических исследований МИД Саудовской Аравии, а также Центра исследований Залива, базирующего в Объединенных Арабских Эмиратах, в Дубае.
В этом форуме приняли активное участие немало влиятельных саудовских высокопоставленных чиновников, среди них - в первую очередь - руководитель разведки королевства, принц Мугрин бин Абдул, бывший руководитель разведки и бывший посол Саудовской Аравии, ныне возглавляющий Центр изучения и исламских исследований имени короля Фейсала, человек, которого характеризуют как «серого кардинала» королевства - Принц Турки Аль-Фейсал, министры финансов, культуры и информации и многие другие чиновники. Также было представлено немало влиятельных политических фигур других арабских государств Залива, в том числе министр иностранных дел Объединенных Арабских Эмиратов шейх Абдула бин Заед Аль Нахаян, Генеральный секретарь Совета арабских государств Залива, доктор Абдул Латиф Бин Рашид Аль-Заяни. Также, среди докладчиков были Руководитель Середземського Диалога НАТО Никола де Сантис, руководитель президентского Совета Ирака д-р Насер Аль-Али, Национальный советник по вопросам безопасности Индии Шивишинко Монем, министр иностранных дел Китая Сун Шузонг и многие другие. Бросалось в глаза присутствие на Форуме достаточно значительной группы известных американских аналитиков, которые представляли Институт Корнеги, Вашингтонский институт ближневосточных исследований, Институт Ближнего Востока и другие.
В чем значение этого форума? Какие глубинные процессы и тенденции, отражающиеся ныне как вблизи Залива, так и в масштабах всего Ближнего и Среднего Востока, нашли отражение и отражение в его документах и докладах, с какой целью его провели и именно в это время, в начале декабря?
Во-первых, Форум продемонстрировал, что арабские страны, которые объединены в Совет сотрудничества арабских государств Залива (GCC) является наиболее мощной и жизнеспособной на сегодня интеграционной структурой в Арабском мире, которая берет на себя ответственность быть локомотивом всей арабской общины, выступать моделью , «образцом» развития других арабских стран.
Во-вторых, Форум дал точный ответ на вопрос, относительно реального состояния важности и реальной угрозы тех или иных конфликтов, существующих в политической и геополитическом просторах Ближнего и Среднего Востока.
В-третьих, Форум убедительно доказал, что именно Королевство Саудовская Аравия превратилась в последнее время на лидирующее страну Арабского мира, которая имеет большое влияние на другие страны Арабского мира и является главной финансовой, организационной и идеологической базой процесса, который получил название «Арабский весна» .
В-четвертых, Форум стал той отправной точкой, когда были сформулированы выводы относительно начального необходимости качественно нового этапа всесторонней и всеобъемлющей интеграции стран, входящих в состав Совета сотрудничества арабских государств Залива и определены основные контуры программных основ нового этапа интеграции.
В-пятых, Форум продемонстрировал, что именно США являются, на сегодня, ведущим союзником и партнером Совета сотрудничества, несмотря как на некоторые существенные коррективы во внешнеполитической стратегии США и изменениях в балансе сил между ведущими центрами политики.
В-шестых, Форум еще раз убедил в том, что именно Саудовская Аравия вследствие ее политической, экономической и военной веса, геостратегического расположения, влияния на весь Арабский мир, имеет сегодня стать центром сопротивления реализации стратегических задач Украины на Ближнем и Среднем Востоке.
А теперь позвольте немного подробнее рассмотреть эти основные выводы.Именно его анализ позволяет понять как время проведения Форума, так и его главная задача. Форум состоялся в период перехода «Арабской весны» к своему новому этапу. По нашему мнению, его основными задачами должно стать окончательная «зачистка» арабского пространства от союзников Ирана - прежде режима Башара Асада в Сирии, Хизбаллы в Ливане и некоторых других об иранских структур, действующих в странах Арабского мира. Весь этот процесс сопровождается беспрецедентным обострением противостояния между Саудовской Аравией и Ираном, которое по своей напряжением, непримиримостью, размахом превысила все другие конфликты в Ближневосточном регионе. В предпоследнем номере журнала «Дипломат, который выдается Институтом дипломатических исследований, в редакционной статье« Крепкий альянс »утверждается, что рост Ирана и его агрессивная политика и ядерные амбиции ставят под сомнение существующий стереотип о том, что палестино-израильский конфликт является центральным в регионе Ближнего и Среднего Востока [1]. В докладе министра иностранных дел Саудовской Аравии утверждалось, что «Иран повышает напряжение как в регионе, так и во всем мире» [2]. Принц Сауд обвинил Тегеран в «отказе от выполнения» требований Международного агентства по ядерной энергетике. Как отмечал журнал «Арабские новости», «высказывания Принца Сауда стали другим ударом по иранской политике после последних решений Европы усилить давление на Тегеран после атаки на посольство Великобритании» [3].
В выступлениях принцев Мугрина и Турки были сформулированы единственный ответ Саудовской Аравии и ее союзников в Совете сотрудничества. Так, принц Мугрин прямо заявил - рост ядерной угрозы со стороны Ирана может вызвать адекватную силовой ответ со стороны совета сотрудничества арабских государств Персидского Залива [4]. Принц Турки поставил вопрос таким образом - если наши усилия по созданию Ближневосточной зоны свободной от оружия массового поражения терпят поражение, наш долг перед нашими странами и народами рассмотреть серьезно все возможные действия, включая и оружие массового поражения [5].
Таким образом, Форум достаточно четко зафиксировал НЕ буле обострения отношений между двумя региональными центрами силы Ближневосточного региона - Саудовской Аравией и Ираном. Именно этот конфликт сегодня определяет главную линию разлома.
А теперь позвольте проанализировать первый вывод - относительно Совета сотрудничества арабских государств Залива. За 30-летний период своего развития Совет (GCC) превратилась в наиболее процветающий и устойчивый формат сотрудничества. Так, членов Совета с миром достиг сегодня отметки товарооборот в 1 трлн. дол. Сравнению с 261 млрд. в 2000 г. В страны указанной структуры вложено прямых иностранных инвестиций в объеме 300 млрд. дол. Сравнению с 30 млрд. в 2000 г., то есть рост произошел на 827 процентов и темпы ежегодного роста превысили 28 процентов. Сегодня страны Совета является одним из наиболее важных источников энергетических ресурсов и добывают ежедневно 16 млн. баррелей. Саудовская Аравия, как член GCC, входит в большую двадцатку G-20 [6].Несколько раз в выступлениях главных докладчиков подчеркивалось, что именно, Совет сотрудничества стала наиболее удачным интеграционным проектом на Арабском Востоке.
Центральной фигурой, ее лидером, является безусловно, Саудовская Аравия.Согласно докладу о глобальной конкурентно-способность, которая была обнародованы 7 сентября Всемирный экономическим форумом, Саудовская Аравия впервые вошла в 20 самых конкурентно-способных экономик мира, перейдя по сравнению с прошлым годом с 21-й позиции на 17-ю [7]. Королевство имеет 20% разведанных мировых запасов нефти, и становится одним из крупнейших ее экспортеров. Саудовский нефтяной сектор дает почти 80% поступлений в бюджет и 90% экспортных поступлений.
Ввиду того, что более 40% населения королевства являются люди моложе 20 лет, саудовское правительство особое внимание и приоритет придают развитию человеческого капитала. Так, в 2011 г. правительство направило более 40 млрд. дол. На образование, развитие личности, что составляет 25,9% общего бюджета Саудовской Аравии. Только за последние годы были открыты такие университеты на уровне лучших мировых стандартов как Университет короля Абдуллы науки и технологий и также женский университет.
Особое внимание уделяется развитию таких экономических и технологических кластеров как Экономический город Принца Абдул Азиз бин Мосаед, Экономический город Джазан и Экономический город знаний. В часе езды к Мекке строится Экономический город короля Абдуллы, площадью 173 кв. км. Общая стоимость этого города составляет более 86 млрд. дол. И это лишь один из целой сети подобных экономических городов.
Форум дал четкий сигнал, мессидж о начале качественно нового этапа всесторонней интеграции в рамках Совета сотрудничества. Так Принц Турки Аль-Фейсал в своей речи призвал трансформировать 30-летний региональный блок в сильный «союз суверенных наций». Мы, заявил Принц Турки, должны рассматривать суверенитет наших стран в контексте коллективного суверенитета, который не только защищает суверенитет каждой отдельной страны, но и значительно усиливает синергию наших возможностей. Принц Турки выделил 11 главных направлений углубления интеграции стран Совета сотрудничества. Среди них он отметил:
- Создание единого Арабского полуострова;
- Избрание объединенной Шуры в рамках Совета;
- Создание объединенных вооруженных сил с унифицированной военной индустрией;
- Создание экономической системы с унифицированной валютой;
- Создание единого космического агентства;
- Создание единой индустрии интернет - технологий;
- Создание единой аэрокосмической индустрии;
- Создание единого автомобильного комплекса;
- Создание единой образовательной системы с унифицированными дипломами;
- Создание единой энергетической и нефтехимической индустрии;
- Создание единой правовой системы.
США остаются главным партнером и стратегическим союзником Совета сотрудничества. Об этом свидетельствует не только значительное количество американских специалистов в Форуме и выступление с докладом 5 декабря известного американского аналитика Марины Отавай, представлявшей Институт Карнеги. Также, очень показательно, что одновременно с Форумом в Эр-Риад в США, в Атланте состоялся трехдневный бизнес-форум США - Саудовская Аравия.Во время бизнес-форума, на котором было более 1200 приглашенных, в том числе и 4 министра из Саудовской Аравии, обсуждались возможности для привлечения 385 млрд. дол. Американских инвестиций в амбициозные проекты по инфраструктуре, здоровья, образования и в другие сектора. В целом же, потенциал Саудовской Аравии распадался как таковой, куда США к 2015 г. могут удвоить свой экспорт [8].
Также, Форум фактически подтвердил, что именно страны, входящие в Совет сотрудничества, является базой «Арабской весны» как широкомасштабного процесса цивилизационной натурализации Арабского мира. Во-первых, это явление было охарактеризовано как выдающаяся, беспрецедентное событие нынешнего века, во-вторых, в выступлениях на ответах на вопросы, прямо признавалось, что Саудовская Аравия, другие страны Совета сотрудничества активно сотрудничают с «Братьями - мусульманами» в Арабских странах Северной Африки. Также, очень показательным является определение того двигателя, который позволил странам Совета сотрудничества достичь значительных успехов - это, прежде всего, верность своим традициям и ценностям, то есть тех нравственных устоев, заложенных в доктрине и программе Ислама. Относительно «Арабской весны», подчеркивалось, что арабы твердо берут свою судьбу в свои руки. Отвергались обвинения в аравийских монархий относительно будто бы их контрреволюции. Было сказано, этим монархиям более адекватно есть не революционные потрясения, а глубокие реформы, которые должны проводиться системно и постепенно. В качестве примеров начала таких реформ приводились предоставления в этом году женщинам в Саудовской Аравии участвовать в выборах и провозглашения о парламентских выборах в Катаре в 2013 г.
И, наконец, о роли Королевства Саудовская Аравия в реализации национальных интересов Украины на Ближнем и Среднем Востоке. С учетом экономического, политического и военного потенциала Королевства Саудовская Аравия должна стать ведущим украинским партнером в регионе. В 2010 г. экспорт Украины в Саудовской Аравии составил почти 645 млн. дол. США. И товарной структуре украинского экспорта почти 79% состою зерновые, горные металлы - около 10,5%, жиры и масла - 6,2%.
С учетом потенциала, потребностей и перспектив развития как Саудовской Аравии так и Украины, можно выделить такие выдающиеся направления взаимовыгодного сотрудничества наших государств: аграрный сектор, инвестиционное сотрудничество, военно-техническое сотрудничество, научно-технологическое и научное сотрудничество, атомная энергетика.
Перед нашими странами сегодня открываются блестящие перспективы. Главное на сегодня - перевести наш потенциал в жизнеспособные механизмы, программы и соглашения, обеспечить их политический и информационное сопровождение, постоянный политический деятель между руководством Украины и Саудовской Аравии.
Автор статьи принял непосредственное участие в работе указанного форму по приглашению Института дипломатических исследований МИД Королевства Саудовская Аравия и Центра исследований Залива и выражает искреннюю благодарность Посольству Королевства Саудовская Аравия за проявленное внимание и заботу.
Вячеслав Швед - научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины, вице-президент Всеукраинской общественной организации «Украинский центр исламоведения».
Специально для сайта «Ислам в Украине»