О возрождении исламских традиций в Одессе

1
Мечеть в Одессе
18.11.2010
Оцените статью: 
(274 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Одесские мусульмане имеют давние традиции. Ведь сам город появился на месте древнего татарского поселения Хаджибей, упоминаемого в письменных источниках уже с XIV века. Поселение это основал некий князь Хаджи-бей, погибший позже в битве с литовцами на Синих Водах. «Хаджи» – уважительный титул человека, посетившего Мекку. Татары, надо сказать, первыми из тюркских народов приняли ислам и стали самыми ревностными мусульманами.

Были мусульманами и турки, долгое время владевшие Причерноморьем. В середине XVIII века они построили на территории поселения крепость Ени-Дунья («Новый мир») для защиты местного порта, куда заходили турецкие корабли.

Хаджибейские мусульмане ходили в мечеть (находившуюся в районе нынешней Городской думы), было здесь и мусульманское кладбище.

В 1789 году Хаджибей был взят русскими войсками совместно с украинскими казаками. При защите крепости погибло более 200 человек, многие были взяты в плен. Мирные жители просто бежали от военных баталий, но с их окончанием стали понемногу возвращаться на родные места. Замок же после взятия был разрушен до основания.

В 1794 году на захваченном месте появляется город Одесса. Как основатели города, так и его первые обитатели были людьми самых различных национальностей. Есть среди них и мусульмане – татары, турки, албанцы.

Особенно много татар появляется в Одессе после того, как город получил в 1819 году привилегии порто-франко, право без уплаты пошлины торговать иностранными товарами. Сюда едут толковые и энергичные люди со всей России. В их числе – расторопные и хваткие татарские купцы и ремесленники со всех концов огромной страны. Вначале они приезжают сами, потом привозят и семьи. Так в Одессе появились пензенские, нижегородские, казанские, астраханские, крымские и даже сибирские татары.

По переписи 1892 года на 340 тысяч одесситов приходится 958 мусульман, в подавляющем большинстве – татар. В паспортах тогда национальность не вписывалась, отмечалось только вероисповедание – «магометанин». Кроме татар, в число одесских «магометан» входят турки, албанцы, чеченцы, осетины и представители народов Дагестана.

В конце XIX – начале XX века в Одессе работают татарские лавки и пекарни, турецкие кондитерские и кофейни.

Многие одесские татары традиционно занимались торговлей. Был среди них и мой дед, купец Хусеин Хаир Огълы Калмыков, выходец из Пензенской губернии, татарин-мишар.

(Мишаре, живущие южнее и западнее нынешнего Татарстана и представляющие часть поволжских татар, в отличие от казанских татар являются прямыми потомками кипчаков и говорят на отдельном, западном диалекте, близком к степным говорам крымских татар).

Деду, приехавшему в Одессу в 1891 году, очень понравился этот веселый и оживленный город. Он довольно быстро открыл свое дело, наладил торговые связи с Турцией, Польшей, Румынией и крымскими городами. Вскоре он приобрел в Одессе дом и перевез сюда свою семью. Дед торговал коврами, шалями, платками, мелкой галантереей. Товары реализуют по всей Одессе шестьдесят его помощников – молодых одесских татар, в том числе и трое сыновей.

Второй же мой дед, Рехметулла Янмурзин-Ляпин, татарин астраханского происхождения, попал в Одессу еще в 1880 году, и долгие годы работал пекарем в известной татарской хлебопекарне Султана Али Бикбаева-Рашкина, располагавшейся на Дальницкой улице. Работало там более 50 татар. Хлебом они обеспечивали чуть не половину одесского района Молдаванки.

Татары Одессы, имевшие самое различное происхождение, жили между собой очень дружно и часто общались. Конечно же, все они были ревностными мусульманами-суннитами, а единая вера в былые годы крепко объединяла. Они ходили в мечеть, что располагалась в конце Старопортофранковской улицы рядом с мусульманским кладбищем неподалеку от Чумной горы.

Одесский мулла вместе с городскими властями, как правило, встречал высокопоставленных гостей. В частности, мулла Ибрагим Адикаев встречал бухарского эмира и шаха Ирана, а позднее мулла Сабирзян Сафаров – приезжавшего в Одессу царя Николая II.

Все татары, от мала до велика, соблюдали пост в месяце Рамазан. Ими выплачивался закят – религиозный налог в пользу бедных и неимущих, а более состоятельные люди совершали хадж – паломничество в Мекку.

В Одессе была и традиционная мусульманская школа, где занимались моя мама и ее сестры. До сих пор хранятся у меня их похвальные грамоты и Коран, изданный в Бахчисарайской типографии Исмаила Гаспринского, который изучали в школе девочки.

В Одессе до революции даже находилась центральная контора по переправке паломников-мусульман в Джидду через Константинополь со специальной санитарно-паломнической гостиницей «Хаджилар Караван-Серай» или попросту «Хаджи-Хане». Гостиница могла принять в свои корпуса более 3000 человек и располагала баней и больницей на 20 коек. В случае смерти кого-то из паломников его хоронили на мусульманском кладбище.

Интересно, что в 1908 году в Одессу приезжал из Санкт-Петербурга лидер мусульманской фракции Государственной думы О.Ш.Сыртланов, изучавший и регулировавший дело перевозки паломников-мусульман в Мекку через Одессу. Помогал ему и руководитель паломничества мусульман, представитель Министерства внутренних дел Саид-Гани Саидазимбаев. Одесский генерал-губернатор И.Н.Толмачев, рассмотрев докладную записку С.Саидазимбаева, предоставил дополнительно для карантинных целей так называемый «Дом трудолюбия». Обслуживали паломников 7 врачей, в том числе и врач-бактериолог.

Приход советской власти резко изменил жизнь одесских мусульман. Наступила пора воинствующего атеизма и недоверия к «инородцам». Одесский мулла, татарин Сабирзян Сафаров, был расстрелян, мечеть закрыта, а потом разрушена, мусульманское кладбище сровняли с землей. Быть нерусским становится подозрительным, татары начинают называть себя русскими именами и менять паспорта. Мой дядя Инеятулла Рахметуллаевич стал, например, Ильей Родионовичем.

Начались гонения и преследования всех состоятельных людей, мусульман в особенности.

Мой отец и два его старших брата, Ибрагим и Хасан, пытавшиеся в первые годы советской власти заниматься торговлей (они были владельцами мясных лавок и обеспечивали мясом «халяль» всех одесских мусульман) были арестованы и посажены в тюрьму. У них конфисковали имущество, отняли дома. Дядя Ибрагим так и умер в лагере от голода. Отец и дядя Хасан были лишены права голоса и уехали в Среднюю Азию. Отсидели они за занятие торговлей в тюрьмах и лагерях и там.

Участь братьев Калмыковых не была случайной. Примерно такой же была судьба практически всех толковых и состоятельных мусульман России после Октябрьской революции: кто погиб, кого сгноили в тюрьмах и лагерях, а кто, оставшись без копейки, влачил до конца дней жалкое существование.

После Второй мировой войны гонения на верующих одесских мусульман, в большинстве татар, усиливаются. Религиозная жизнь сохраняется только в кругу семьи и близких друзей-соплеменников. В одной из квартир на Молдаванке татары тайно собирались на пятничную молитву. Продолжали читать Коран, соблюдали пост, раздавали милостыню. Обязанности муллы в послевоенные годы нелегально исполнял Хусеин Семирханов, затем Ханафи Басыров, а в 70-е годы – старый пекарь Абдулла Хасанович Каипов. С его смертью исполняющего обязанности муллы не осталось. Лишь несколько пожилых женщин-татарок, еще учившихся в мусульманской школе и знающих Коран, помогали в проведении религиозных обрядов и читали молитвы.

Только с наступившей перестройкой после прекращения многолетнего атеистического давления жизнь одесских мусульман оживилась. В середине 1992 года на странице одесской газеты «Юг» появляется приглашение на собрание, посвященное организации мусульманской общины. На встречу собираются 17 человек и решают, что наступило время для возрождения ислама в Одессе. Инициаторами собрания и создания мусульманской общины явились одна из самых активных мусульманок города Амина-апа Халитова и председатель Общества татарской и башкирской культур, деятельный, решительный и энергичный человек, полковник запаса Маис Рахимович Батталов. Впервые после 70-летнего перерыва он добивается регистрации общины при Одесском облсовете народных депутатов, он же разрабатывает устав общины. Вначале для проведения пятничных молитв использовали закрытое помещение детского сада по улице Якира. Помог с арендой помещения сирийский бизнесмен Мишель Мухаммед. Роль имамов стали исполнять студенты-мусульмане, арабы из различных стран Али Сабри, Баасиль Мераи, Ибрагим Амин, Мухаммад Баракат.

По пятницам на молитву людей собиралось все больше, помещение стало тесным и с 1994 года арендуется новое, более просторное, по улице Балковской. Вот уже 16 лет работает там мечеть «Ар-Рахма», находящаяся под эгидой Духовного управления мусульман Украины (ДУМУ). Имамом этой мечети является Хуссам Осман из Ливана. Он хорошо владеет русским языком и читает проповеди как на арабском, так и на русском языке, более понятном узбекам, татарам, чеченцам и таджикам, посещающим мечеть. При мечети есть помещение, где готовят в последний путь умерших мусульман. Хоронят их теперь на недавно открытом мусульманском отдельном участке общегородского «Западного» кладбища. При мечети работает и мусульманская школа. Здесь обучают и основам ислама, и арабскому языку.

Значительная часть мусульман Одессы, в большинстве арабских студентов, обучающихся в вузах, с 1996 года начинают посещать мечеть «Аль-Масар». Для нее арендуется помещение бывшего детского сада на Слободке (близ рынка). Эту вновь созданную общину под названием «Религиозная община мусульман г.Одессы» регистрирует все тот же неутомимый Маис Рахимович Батталов. Имамом мечети «Аль-Масар» долгое время был аспирант Академии архитектуры и строительства (ныне кандидат наук), выходец из Йемена Али Мухаммед Каузи.

В 2003 году его заменил на этом посту приехавший из Иордании имам Кастеро Шафик Вафик Мухаммед.

Сейчас имамом мечети является врач по специальности, кандидат медицинских наук Хиджази Халиль Ибрагим из Сирии. Он прекрасно владеет русским языком и читает проповеди как по-арабски, так и по-русски. Его помошником стал в прошлом году наш соотечественник из Крыма Эдем Зейтуллаев, получивший религиозное образование в Донецком Исламском университете и в Иордании. Он ведет воскресную школу, где обучает желающих арабскому языку и основам ислама.

Сотрудники мечети «Аль-Масар» оказывают помощь и при необходимости захоронения умерших мусульман.

Осуществляются благотворительные мероприятия. Во время месяца поста – Рамадана верующих приглашают на вечерние разговения – ифтары. В день праздника Ураза-байрам нуждающимся мусульманам раздается милостыня. В дни Курбан-байрама бесплатно раздается мясо «халяль».

Значительную помощь этой общине оказывают общественные организации «Арраид» и «Аль-Масар».

В июне 2001 года на Ришельевской улице, в центре Одессы, открылось прекрасное помещение Исламского культурного центра с просторной мечетью «Ас-Салям», широко распахнувшей двери для всех желающих. Здание построено на средства сирийского бизнесмена, известного благотворителя, Кивана Аднана, ставшего основателем и создателем Центра. Здесь действует бесплатная школа для обучения всех желающих арабскому языку независимо от возраста, работает библиотека, проводятся встречи между представителями различных религий и национальностей. Имамом мечети является уроженец Сирии Ахмад Рустом. Проповеди читаются на арабском языке.

Возросло за последние годы и общее число мусульман в Одессе. Если в 1989 году их было порядка десяти тысяч (в том числе татар - 3747 человек, азербайджанцев - 2488, узбеков - 1037, казахов - 933, башкир - 551, а также небольшое число лезгин, чеченцев, крымских татар, таджиков), то сейчас их уже насчитывается около двадцати двух тысяч человек. Связано это и с тем, что в Одессе работает немало арабских и турецких бизнесменов, много и студентов-мусульман из арабских стран, Турции, Индии, Пакистана, Малайзии.

Во всяком случае, на пятничные молитвы в мечетях собирается столько народу, что не только в основных залах, но и в прилегающих помещениях места уже нет.

Жизнь одесских мусульман по-настоящему оживилась и свобода вероисповедания, наконец, появилась не только на бумаге. И это для верующих – великое достижение и радость.

Закир КАЛМЫКОВ

По материалам porto-fr.odessa.ua

Ссылки на тему:

Жизнь мусульман. «Дом Аллаха» и рахат-лукум в сердце Одессы

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.