Политическая практика Пророка (мир ему) до Хиджры

Политическая практика Пророка (мир ему) до Хиджры
Политическая практика Пророка (мир ему) до Хиджры
15.11.2007
Оцените статью: 
(99 оценки)
oksana
Аватар пользователя oksana

Ложные убеждения многих мусульман о том, что исламская религия должна быть решительно отделена от политики, что политика чужда Исламу, что мусульманин ни в коем случае не должен участвовать в политической жизни, постепенно уходят в прошлое. Однако в среде молодых мусульман существует еще одно абсолютно неверное мнение о том, что мусульманам предписано участие в политике только в условиях исламского государства, а подобная деятельность в немусульманском государстве, якобы, приравнивается к неверию.

Политика в Исламе

И первые заблуждения, и вторые требуют основательного ответа и опровержения. Убеждение в том, что мусульманам ни при каких обстоятельствах нельзя принимать участие в политике, как отдельным верующим, так и организациям, объединениям, движениям и партиям, навязано нам противниками исламской религии и цивилизации, которые как смерти боятся ее возрождения.

Однако политика, как экономика и добывание хлеба насущного, как диалог и конфликт, как отношения между людьми и повиновение одних другим, является неотъемлемой частью человеческой жизни. Политика в широком своем понимании охватывает собой все отношения между людьми и народами, вопросы обустройства общества, установления и защиты справедливости и многое другое.

Разве все это может быть исключено из Ислама? Разве содержащиеся в Коране и Сунне предписания относительно установления справедливости, искренности, праведности касаются только мечетей и не имеют никакого отношения к остальным общественным сферам? Разве Пророк Мухаммад (мир ему и благословение), кроме обучения людей молитве и посту, не выстраивал отношения между своими сподвижниками и соседними племенами?

Религия, как учение о правильной организации жизни и отношений внутри человеческого общества не может обойтись без политической стороны. Даже те религии, которые провозглашают свою непричастность к политике, на самом деле всегда участвовали в ней сами или же были инструментами в руках политиков.

Лишь Ислам, сразу после своего появления, открыто провозгласил, что политика является неотъемлемой и весьма существенной частью его вероучения. И установил четкие и справедливые правила политической деятельности, как для мусульман, так и для всего остального мира.

Ислам пришел в этот мир не только для того, чтобы построить мечети и заполнить их стройными рядами молящихся. Ислам пришел в этот мир для того, чтобы помочь людям разобраться в собственных отношениях, научить их правильно общаться, взаимодействовать друг с другом, разъяснить кому, как и в чем надо повиноваться, к каким целям стремиться, какое общество и государство строить.

Что это, если не политика? Оттого, для верующего мусульманина данный вопрос вполне очевиден – политика не только является неотъемлемой частью Ислама, но и в каком-то смысле его сутью.

Политическая практика до Хиджры

Однако даже если мусульмане и осознают данный очевидный факт, в их среде, особенно, среди активной молодежи, живет убеждение, что политическая деятельность и участие во власти дозволены мусульманам только в условиях исламского государства. И никак иначе.

Оттого считается, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) занялся политическим управлением только после переселения в Медину (Хиджра) и формирования мусульманской государственности. Однако подобные убеждения являются глубоким заблуждением. Политическая деятельность нисколько не ограничивается только деятельностью халифа, амира, султана или имама по управлению государством в соответствии с Шариатом.

Рассмотрим этот вопрос на примере пророческой деятельности в период до переселения в Медину, то есть тогда, когда еще не действовало исламское правление и не существовало исламского государства. Политическая деятельность Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) началась с первого же дня его пророческой миссии. Как только ему было донесено, что он является Посланником Аллаха ко всему человечеству, он начал призыв своего окружения, племени, а затем и окрестных народов к принятию новой для них идеологии, образа жизни и социально-политической модели.

Мухаммад (мир ему и благословение) нес идеологию, которая совсем по-новому трактовала общественные и политические отношения между людьми, вопросы господства и подчинения, справедливости, воздаяния и наказания, утверждала новые отношения между классами, народами, расами и государствами. И это была самая что ни на есть настоящая политическая работа, если смотреть не нее с позиций современного общества.

В этой деятельности Пророк (мир ему благословение) использовал все возможные и доступные на тот момент средства доведения призыва до отдельных личностей, наставления, проповеди, информационной борьбы против невежества и ложных языческих убеждений. Кроме того, в условиях агрессивного языческого общества Посланник Аллаха (мир ему и благословение) собрал узкую группу последователей, вел среди них тайный призыв, потом начал открытую и публичную работу по призыву всего мекканского общества.

По своей сути, это была, в числе прочего, политическая агитация, работа по формированию политического движения и общины. Кроме подобной активности по призыву, агитации и политической организации мусульманской общины Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) активно выстраивал также политические отношения с неверующими.

Из истории его жизни нам известны факты, когда он прибегал к политической защите и обращался за помощью к немусульманам – своему дяде Абу Талибу, группе знатных людей из города Таиф (братьям Абду-Йалилю, Масуду и Хабибу), ан-Наджаши (негусу) в Абиссинии, которого он просил приютить мусульман, бежавших из Мекки. Также Пророк (мир ему и благословение) призвал к политической присяге группу ансаров из Ясриба (будущей Медины) после принятия ими Ислама во время «Клятвы второй Акабы».

Все эти и другие действия были совершены Пророком (мир ему и благословение) до своей хиджры в Медину, в период его проживания в языческой Мекке в условиях отсутствия исламского государства и исламского правления. Отсюда очевиден вывод, что при подобных условиях отсутствия исламского правителя или государства, в условиях проживания мусульман в немусульманских обществах, политика нисколько не становится для них запретной.

Но при этом нужно помнить, что в условиях исламского и неисламского государства и правления существуют свои политические задачи и методы работы. Однако и для первого, и для второго случаев общим является необходимость их полного соответствия принципам Шариата, исламской нравственности и ответственности за судьбы людей, как мусульман, так и всех остальных.

Салих Ибрахим

По материалам Ислам.ру

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.