Правление османского султана Сулеймана Великолепного по праву считается золотым веком средневекового турецкого государства. Это был период, когда военная и экономическая мощь крупнейшей мусульманской державы мира раз за разом сокрушала армии как европейских, так и азиатских государств. Территория империи увеличивалась практически ежегодно. Соседи Сулеймана со страхом взирали на марширующие полки янычар.
Рассматривая карту будущих сражений, Сулейман планировал военные кампании и выбирал новые цели, исходя из интересов всего исламского мира, а не только из интересов Османской империи. В 1524 году среди этих целей неожиданно появилось самое северное мусульманское государство — Казанское ханство. В то время в Казани правил амбициозный и энергичный хан Сахиб Гирей. Он был сыном крымского хана Менгли Гирея и младшим братом хана Мехмеда Гирея, одновременно с этим приходился дядей самому султану Сулейману.
Сахиб Гирей был активным помощником в грандиозных начинаниях хана Мехмеда Гирея, благодаря которому Крымское ханство смогло взять под контроль поволжские государства мусульман — Казань и Астрахань. Но астраханский поход стал последним успехом Мехмеда Гирея. Он был предан и убит своими союзниками — ногайцами. В этой ситуации Казанское ханство оказалось один на один с Великим княжеством Московским, правителем которого был князь Василий III.
В декабре 1523 года в Крым прибыл специальный посол от Сахиб Гирея, который просил прислать в Казань пушки, пищали, а также войско турецких янычар. Ситуация на самом деле была для Казани критической. Незадолго до этого московские войска вторглись на территорию ханства и построили там укрепленный пункт — Василь-город, который должен был стать базой планируемого вторжения московских войск.
О том, какая роль отводилась Василь-городу, говорится в наказе, адресованном послу Москвы в Великом княжестве Литовском Г. Д. Загрязскому: «Государь наш ходил на свое дело на своего недруга, и пришед стал в Новегороде Нижнем, а брата своего Шигалея царя и воевод своих посылал казанские земли воевать, а на казанской земле близко Казани, на Суре, велел город поставити того деля, чтоб ему ближе из того города с Казанью свое дело делати».
Крымский хан Сахиб Гирей был бы рад помочь своему союзнику на Волге, но он сам едва держался на престоле, которому постоянно угрожали мятежные беи во главе с царевичем Ислям Гиреем. Обстановка вынуждала его немедленно действовать, и он решился на неординарный шаг — весной 1524 года в Стамбул отправилось казанское посольство, наделенное особыми полномочиями.
В столице Османской империи Сахиб Гирей через своего посла объявил о том, что Крымское ханство переходит в вассальную зависимость от Блистательной Порты, становясь юртом султана Сулеймана. Можно предположить, что в Стамбуле не ожидали подобного поворота событий и не были к нему готовы.
Следует отметить, что ранее, в период правления султана Селима I, отношения между Москвой и Стамбулом были достаточно дружественными. Их интересы, как правило, не пересекались, что позволяло обмениваться корреспонденцией и посольствами. Переход Казанского ханства под власть Османской империи ставил оба государства на грань войны.
Сулейман Великолепный оказался перед непростым выбором. С одной стороны, он должен был хотя бы на словах оказать поддержку мусульманской стране, которая оказалась перед угрозой вторжения русской армии. С другой, все его войска были связаны военными действиями в разных частях государства.
Особенно серьезной была ситуация в Египте, где османский наместник Ахмед-паша поднял мятеж, провозгласив себя султаном. На подавление восстания были отправлены лучшие армии Османской империи во главе с полководцем Аяс-пашой и великим визирем Ибрагим-пашой.
Что касается Казанского ханства, то оказать реальную поддержку государству, находившемуся в нескольких тысячах километров от границ Османской империи, было весьма затруднительно. В этой ситуации Сулейман побуждал крымцев послать войско в Казань. Но крымский хан, помимо внутренних раздоров, оказался втянут в тяжелую войну с Великим княжеством Литовским.
Все это играло на руку Москве. Русская армия смогла без проблем подготовиться к походу. Согласно «Казанскому летописцу», численность московской рати составляла 150 тыс. человек, а по информации Герберштейна, она доходила даже до 180 тыс. Особенностью собранного войска было большое количество артиллерийских орудий, в том числе осадных. Это указывало на то, что русское командование изначально планировало осаду и штурм Казани.
Военная кампания для русской армии с самого начала не задалась. Осадившее в июле 1524 года Казань войско через некоторое время само оказалось в окружении. Посланное из Москвы подкрепление было разбито по дороге. Еще одна русская армия, конная, с трудом пробивала себе дорогу и смогла прибыть к Казани лишь к моменту начала мирных переговоров.
Существовало как минимум две причины, которые подвигли русских воевод пойти на переговоры. Во-первых, находившаяся под Казанью огромная армия была плохо обеспечена продовольствием. Во-вторых, осадные войска подвергались непрерывным атакам извне, со стороны черемисов-марийцев, связанных с казанцами союзническими отношениями. Кроме того, по мнению Герберштейна, русские воеводы получили богатые подношения от казанских правителей и были не заинтересованы в продолжении войны.
По большому счету, Москве удалось добиться определенного успеха еще до начала осады Казани. Осознав, что рассчитывать на помощь от Османской империи и Крыма не стоит, хан Сахиб Гирей бежал из Казани, передав престол своему малолетнему племяннику Сафу Гирею. Во время переговоров представители Казани пообещали московским воеводам расторгнуть вассальную зависимость ханства от Стамбула. Удовлетворившись этим обещанием, русские войска сняли осаду и вернулись домой.
Было очевидно, что успехи военной кампании минимальны. Вместо покорения Казанского ханства Москва добилась лишь устранения с престола опасного противника. В столице русского государства и не догадывались, что новый казанский хан окажется не менее грозным врагом, чем его предшественник.
С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.
Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»