Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Новости в стране > Первый выпуск слушателей курсов росписи хной ознаменовался инсценировкой свадебного обряда

Первый выпуск слушателей курсов росписи хной ознаменовался инсценировкой свадебного обряда

25.11.2015

В Национальном центре народной культуры «Музей Ивана Гончара» в Киеве крымские татары показали свадебный обряд «Ночь хны», который проводился в Крыму в начале ХХ века. Этим мероприятием ознаменовался первый выпуск слушателей «Школы крымскотатарской росписи хной», которая была открыта творческой командой Центра культуры и ремесел «Тамга» совместно с проектом «Крымский стиль».

Об этом пишет агентство QHA. В сообщении говорится, что школа работала в течение трех дней — с 19 по 21 ноября. Научиться тонкостям техники росписи хной приехали участники из Киева, Симферополя и Львова, что свидетельствует о большом интересе украинцев к крымскотатарским традициям и культуре.

В день открытия школы заслуженный художник Украины, автор проекта «Крымский стиль», исследователь художественной символики орнаментов крымскотатарской вышивки Мамут Чурлу ознакомил студентов с символикой традиционного крымскотатарского орнамента и его историей:

— Орнамент — это язык. Было время, когда мы об этом не знали. Когда после депортации мы приехали в Крым, наша культура была полностью разрушена. С чего мы начинали? Мы просто копировали — у нас была задача восстановить свою культуру, мы собирали материалы по вышивке, фотографировали ее. Понимание того, что эти орнаменты означают, пришло гораздо позже. И как показала практика — это имеет огромное значение, — сказал Мамут Чурлу.

В заключительный день мастера и ученики Школы смогли стать участниками неповторимого крымскотатарского традиционного обряда «Къына геджесы» («Ночь хны»). Режиссером действа выступила украинский этнограф Елена Соболева, которая на протяжении многих лет исследовала и изучала традиции крымских татар и даже издала книгу о свадебном обряде.

Инсценировка традиций заключения брака у крымских татар включала немало эпизодов — зрители увидели, как во время свадебного обряда дядя невесты по материнской линии исполняет танец «Хайтарма» со свахой — замужней женщиной, которая счастлива в браке. Далее с невесты снимали головной убор и подводили к пожилой женщине. После этого начинался главный обряд — нанесение хны на голову и руки девушки, а в завершение их покрывали праздничными платками.

Театрализованное воссоздание крымскотатарских свадебных обрядов сопровождалась мерцанием двух светильников — так же, как и столетие тому назад, когда в помещении, где проводился обряд, обязательно зажигали две свечи, символизирующие молодоженов. Свечи были украшены краской хны и золотыми монетами.

«Ночь хны» обязательно проходила под звуки народной музыки. Роль свадебных музыкантов во время инсценизации исполнили Джемиль Кариков и Халил Халилов.

Как рассказала Елена Соболева, обряд «Ночь хны» крымские татары проводили в начале ХХ века. Для его инсценировки были использованы записи 1926 года. Обряд проводился в первый-второй день свадьбы, которая могла длиться от четырех до десяти дней. Тайное действо происходило в доме невесты, в нем также участвовали сваха, женщина по материнской линии, которая счастлива в браке, дядя невесты (также по материнской линии), брат невесты, который охранял вход в комнату, сваха от жениха, подруги невесты и, конечно, музыканты.

— Этот обряд был основным для невесты. С нанесением на ее тело магических узоров она ​​переходила из одного социального уровня на другой, — говорит этнограф.

После показательного обряда все желающие смогли приобщиться к действу по нанесению орнаментов хной. Слушатели Школы не просто попробовали воспроизвести рисунки, но и приобщились к творческому процессу разработки неповторимого крымскотатарского стиля, основанного на национальных орнаментах и ​​их символике. Уникальный крымскотатарский стиль росписи хной, разработанный художниками, этнографами, стилистами и мастерами «мехенди», имеет официальное название «хналама» (от крымскотатарского «нанесение хны»). Уже во время работы гости и участники делились впечатлениями от увиденного.

Украинская активистка Эльвира Булат решила выбрать для своего узора розу — символ женской силы:

— Я, конечно, знаю эти традиции, потому что я крымская татарка. В свое время мы не проходили этого, поскольку жили в Советском Союзе. Очень рада, что украинская молодежь может познакомиться с нашими традициями. Крым приживается в Киеве, что еще раз подтверждает, что Крым — это Украина. Но меня удивило, что наши народные орнаменты не противоречат украинским, а даже дополняют друг друга.

Елена Потривайло также с удовольствием пришла на вечер крымскотатарской культуры:

— Погрузились в историю… Нам очень понравилось.

Дмитрий Лидер уже много лет интересуется крымскотатарской культурой:

— Об обряде не знал, но знаком с крымскотатарским орнаментом. Мне было очень интересно увидеть его в таком воплощении. Очень интересные параллели с другими культурами.

В завершение участникам Школы крымскотатарской росписи хной были вручены дипломы. Организаторы поблагодарили всех, кто присоединился к познанию традиций крымских татар и выразили надежду, что украинцы и в дальнейшем будут с удовольствием знакомиться с крымскотатарской культурой.

Теги: 
крымскотатарская свадьба
традиции
обряд
мехенди
хналама
крымскотатарская культура
тамга

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/novosti-v-strane/pervyy-vypusk-slushateley-kursov-rospisi-hnoy-oznamenovalsya-inscenirovkoy