Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Когда Ислам пришел на землю Украины

Когда Ислам пришел на землю Украины

04.03.2016

Неужели их не привело на прямой путь то, что Мы погубили до них столько поколений, по жилищам которых они ходят?
Коран 20: 128

Вопрос о том, с какого времени Ислам начал распространятся на территории Украины, долгое время был предметом дискуссий. Для того, чтобы оценить ситуацию, историкам порой не хватало доступа к первоисточникам, в первую очередь арабским. Что касается советского периода, то на исследования, связанные с историей Ислама, вообще было наложено табу.

Длительное время считалось, что Ислам пришел на украинские земли после того, как в начале XIV века он стал государственной религией в Золотой Орде. Эта версия подтверждалась как средневековыми летописями, так и результатами археологических раскопок. Информация о более раннем периоде была отрывочна и не давала целостной картины.

Возникшее в VII веке тюркское государство Хазарский каганат очень быстро превратилось в огромную космополитическую империю, занимавшую территорию от Аральского моря до Днепра. Основные экономические и политические центры Хазарии находились, согласно данным археологических раскопок, в бассейне рек Дон и Северский Донец.

Экспансионистская политика правителей Хазарии привела к столкновению с растущей мощью Арабского халифата. Серия арабо-хазарских войн за обладание Кавказом закончилась для двух государств безрезультатно. За организацию нового военного похода против хазар в 731 году взялся выдающийся арабский полководец Марван ибн Мухаммад.

Оценив все просчеты предыдущих военных кампаний, Марван сумел ввести в заблуждение хазар, заключив с ними перемирие и убедив в том, что военные приготовления направлены против алан. В свою армию он включил не только отборные арабские войска, но и отряды закавказских народов. Своей целью Марван ставил не разгром и уничтожение Хазарского государства, что было абсолютно нереально на тот момент, для него важнее было добиться принятия хазарами Ислама.

В 737 году все приготовления к походу были закончены. Марвану удалось собрать 150-тысячную армию. Арабский историк ал-Усфури в своей книге «Тарих» так описывает начало похода: «119 г.х. В этом году Марван ибн Мухаммад предпринял дальний поход из Арминии. Он проник в ворота алан (Баб ал-Лан), прошел землю ал-Лан, затем вышел из нее в страну хазар и прошел Баланджар и Самандар и дошел до ал-Байда, в которой пребывает хакан. Хакан бежал».

Марван бросился преследовать правителя Хазарии, который вместе с небольшим отрядом двинулся вдоль Волги на север. Преследование продолжалось примерно 15–20 дней. Оказавшись загнанным в тупик, каган капитулировал. По условиям капитуляции он должен был принять Ислам. Одновременно с этим войска Арабского халифата достигли «славянской реки» (вероятно, речь идет о Доне и его притоке Северском Донце, где проживало смешанное славяно-тюркско-аланское население).

На этом «быстрый рейд», как его называли арабские авторы, был завершен. Марван вернулся в Арабский халифат. В 744 году он взошел на трон, став последним халифом из династии Омейядов. Спустя шесть лет, в 750 году Марван ибн Мохаммад был свергнут и убит в результате восстания шиитов.

После ухода войск Марвана из Хазарии каган недолго сохранял верность данному слову. Он отверг Ислам, вернувшись к язычеству. Впоследствии, под влиянием богатого еврейского купечества и многочисленной общины, правители Хазарии приняли иудаизм в качестве религии правящей элиты. Однако уже задолго до этого население стало принимать Ислам.

Арабский историк ал-Куфи в своей «Книге завоеваний» описывает один из случаев перехода в Ислам, произошедший еще до похода Марвана. Во время осады города Ал-Баба к арабскому военноначальнику Масламе ибн 'Абд ал-Малику «пришел некий муж из числа хазаров, который стал беспокоиться о себе, своей жене и своем отце. Он сказал: „О эмир! Я пришел к тебе, соблазненный твоей религией. Я хочу принять Ислам с тем, чтобы ты назначил мне жалованье, на которое я смог бы содержать себя и своих детей, а я укажу место, через которое твои воины смогут проникнуть в этот город!“. Маслама обещал выдать ему все, что он пожелал. И хазарский воин принял Ислам».

Уже в VIII веке в армии Арабского халифата появлялись хазарские наемники − гулямы из них была создана элитная конная гвардия. Известно, что в 767 году гулямы принимали участие в осаде города Амида. Впоследствии хазары стали играть все возрастающую роль при дворе халифов. В IX веке выходец из Хазарии Буга ал-Кабир командовал арабской армией в победоносной битве против своих соплеменников (851г.).

В самой Хазарии Ислам стал религией большей части населения. Этому способствовали активные торговые связи каганата с Арабским халифатом. Благодаря археологическим раскопкам, проведенным Э. Кравченко в бассейне Северского Донца (Донецкая область), были выявлены многочисленные мусульманские захоронения, которые относятся ко второй половине IX века. Это подтверждает теорию о том, что Хазария к тому времени была, по большей части, мусульманской страной.

Таким образом, именно 737 год, год похода армии Марвана, нужно считать отправной точкой в истории Ислама на землях Украины. Появление носителей исламской цивилизации на берегах «славянской реки» − еще один весомый аргумент в пользу этого утверждения.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
исследования
история Ислама в Украине
Марван
Хазарский каганат
Арабский халифат
халиф
хазары

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/kogda-islam-prishel-na-zemlyu-ukrainy