Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Ислам в Улусе Джучи: от Берке до Джанибека

Ислам в Улусе Джучи: от Берке до Джанибека

 от Берке до Джанибека
 от Берке до Джанибека
23.06.2016

Проникновение Ислама на территорию Монгольской империи началось еще при жизни её основателя — Чингизхана. Исламизация огромного кочевого государства протекала непросто. К моменту возникновения Золотой Орды в её состав уже входили державы, имевшие многовековую исламскую историю.

Поход арабского полководца Мухаммада ибн Марвана в 737 году сделал первый шаг к распространению Ислама в Северном Причерноморье, Крыму и бассейне Северского Донца. В 712-м арабы завоевали Хорезм, а в 922-м Ислам приняла Волжская Булгария. Именно эти государства с середины XIII столетия в наибольшей степени повлияли на становление Ислама в Улусе Джучи.

После завершения западного похода хана Бату развитая городская культура Хорезма и Волжской Булгарии оказалась востребованной завоевателями. Строительство новой столицы государства — Сарая, было доверено мастерам-мусульманам из Средней Азии, имевшим огромный опыт и навыки. Это привело к тому, что уже на самом раннем этапе истории Золотой Орды роль мусульманского фактора стала определяющей. Кроме того, исключительное влияние на религиозную ситуацию в государстве оказали хорезмийские и булгарские купцы, которые быстро наладили транзитную торговлю, связавшую Среднюю Азию, Кавказ, Крым и Северное Причерноморье. Именно они несли знание об Исламе тюркским и монгольским кочевникам.

Основой религиозной доктрины монголов, которой придерживались все правители Улуса Джучи вплоть до Узбека, была Яса Чингизхана, в которой говорилось: «Он (Чингизхан) запретил им (монголам) оказывать предпочтение какой-либо из религий…». Основатель Золотой Орды хан Бату был равнодушен к религии, всё свое время и энергию он посвящал управлению государством и организации военных походов.

Вскоре после смерти Бату (1256) на золотоордынский престол взошел его брат, хан Берке. Новый правитель еще в 40-е годы XIII ст. принял Ислам. Об этом событии сообщают многие арабские историки и летописцы. Рукн-ад-дин-Байбарс, автор многотомного сочинения «Тарих Байбарса» («Летопись Байбарса») подробно описал, при каких обстоятельствах Берке стал мусульманином.

«Воссел на престол страны Берке. Он принял Ислам, был благочестив, установил маяки религии, распространил законы мусульман… Принялся за строительство мечетей и медресе в разных концах своей страны. Причина принятия им Ислама была в том, что аш-шайх Наджм ад-дин Кубра…распределил своих муридов по великим городам. Отправил… Сайф ад-дин Бохарзи — в Бухару».

Под влиянием авторитетного шейха Бохарзи некоторые монголы также стали принимать Ислам. Прослышал о Сайф ад-дин Бохарзи и Берке. В знак своего уважения он прислал ему в дар пайцзу — табличку, представлявшую из себя аналог жалованной грамоты. Реакция шейха была своеобразной: «Когда она (пайзца) дошла до него, то он спросил у гонца: «Что это такое?». Гонец ответил: «Это сделает руку шейха всеохватной в климатах и защитит каждого, кто будет вместе с ним». И он сказал ему: «Прикрепи её к ослу и отправь его в степь. Если она защитит его от мух, то я приму её; а если она не сможет защитить осла, тогда, возможно, от нее для меня не будет никакого толка». Узнав от гонца ответ, Берке захотел лично встретиться с Бохарзи. От него он и принял новую религию.

Влияние и авторитет Берке стало причиной того, что многие знатные монголы и воины так же стали мусульманами. В письме хана, адресованном египетскому султану (1263), он сообщил о том, «кто из татарских домов вышел из толпы неверных». «Вступили в религию Ислама, — говорится в письме, — наши старшие и младшие братья со своими детьми, сыновья Будакура со своими чадами и домочадцами, Пулад-Кукаджасу, Йаншунука и находящиеся на землях их Кудагу, Караджар, Танушбуга…и десятитысячный отряд, который двинулся для набега на Хорасан».

Берке, оказывая всемерную поддержку Исламу, вместе с тем не стремился навязывать его силовыми методами. Вероятно, проживи он дольше, то новая религия смогла бы стать государственной во всем Улусе Джучи.

Но в 1266 году, во время кавказского похода, хан Берке заболел и умер. Вероятно, противники мусульман использовали этот момент для того, чтобы взять реванш. Об этом прямо говорится в Ипатьевской летописи: «Бысть мятеж велик в самех татарех. Избихася промеж собою бесчисленное множество, акь песок морскы».

Новым правителем Улуса Джучи был избран внук хана Бату Менгу-Тимур. Хан придерживался тенгрианства, традиционной религии монголов, и оказывал покровительство православной церкви. В течение почти пятидесяти лет после смерти Берке религиозная ситуация в Золотой Орде была достаточно неопределенной. На смену ханам-мусульманам приходили ханы-приверженцы язычества.

В 1271 году Ислам принял могущественный беклярбек Ногай, полководец хана Берке и продолжатель его политической линии в Западном улусе Золотой Орды. Он сумел добиться независимости от Сарая, однако в схватке с Тохтой в 1300 году (придерживался языческих верований) потерпел поражение и был убит.

С приходом к власти в Улусе Джучи хана Узбека (1312) ситуация коренным образом изменилась. Он не только сам принял Ислам, но и заставил это сделать всё свое окружение. Кочевая аристократия Золотой Орды выступила против курса Узбека на исламизацию. В своей борьбе хан опирался на богатое мусульманское купечество, чиновников и ремесленников, выходцев из Хорезма. Попытка мятежа, предпринятая противниками мусульман, была жестоко подавлена.

Энциклопедист Ан-Нувайри по этому поводу писал: «В государстве его оставалась еще шайка людей, неисповедующих Ислам…но он, воцарившись, представил им выбрать или вступление в мусульманскую религию, или войну, они отказались (принять Ислам) и вступили в бой, он напал на них, обратил их в бегство и уничтожил посредством избиения и пленения».

Исламизация государства фактически завершилась при сыне Узбека, хане Джанибеке. Современник Джанибека писал: «Весь улус Узбека он обратил в Ислам, разрушил все капища идолов, воздвиг и устроил много мечетей и медресе. Много людей превосходных и ученых из разных краев и сторон государств Ислама направились к его двору… Все обычаи стран Ислама ввел в том государстве он».

После Джанибека реванш сторонников язычества в Улусе Джучи стал невозможен.

С другими материалами из серии «История Ислама в Украине» можно ознакомиться по ссылке.

Александр Степанченко специально для «Ислам в Украине»

Теги: 
история Ислама в Украине
исламизация
Золотая Орда
Чингизхан
булгары

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/islam-v-uluse-dzhuchi-ot-berke-do-dzhanibeka