Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > История > Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей

Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей

Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей
Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей
Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей
Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей
Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей
Имя в истории Крыма — Хаджи І Гирей
07.11.2016

Основателем Крымского ханства является крымскотатарский государственный, политический и военный деятель, первый хан из династии Гиреев Хаджи I Гирей (I Hacı Geray, 1 حاجى گراى;).

Достоверной информации о его происхождении нет. По турецким историкам Джанаби (XVI в.) и Мунаджим-баши (XVII в.), он был сыном Кичи-Мухамеда; за Ризван-пашой (XVII в.) — Улу Мухамеда; за анонимной «Краткой историей Крымских ханов» (XVII в.) — сыном Таш-Тимура. Согласно Михалона Литвина, будущий хан родился близ Торуня, что сомнительно, ведь его отец Гияс ад-Дин только в 1427 году эмигрировал в Литву… Однако нет сомнений, что представители рода Гиреев были Джучидами и Тука-Тимуридами. Версия «Муиз-ал-аксаб», по которой Хаджи Гирей был сыном Гияс ад-Дина и внуком Таш-Тимура, выглядит наиболее правдоподобной.

Родился Хаджи I Гирей в Тракае, тогдашней столице Великого княжества Литовского, где вся его семья проживала в эмиграции. Его дата рождения неизвестна. В год его появления ханский аталык (воспитатель) Девлет-Гельди («Счастье пришло»), мистик-суфий и глава рода Кереев совершил хадж. В честь этого события младенец получил имя Хаджи. Настоящее имя — Девлет-Берди. Детство будущего хана прошло в Беларуси и Литве, где он легко подружился со многими потомками литовских богатых семей, в том числе с будущим маршалом Литвы Михаилом Радзивиллом. Хаджи Гирей получил традиционное мусульманское образование и рано начал учиться военному делу.

В 1441 году Хаджи Гирей, утвержденный великим князем литовским Казимиром Ягеллончиком как хан, в сопровождении знатных крымских семей прибыл в город Эски-Крым и в течение одиннадцати лет сумел утвердиться здесь как правитель нового государства. Но этому предшествовало много испытаний.

В 1427 году эмир Текийе поссорился с великим ханом. С этого момента он перестал служить Улу Мухамеду и вместе с Хаджи Гиреем отошел в Западный Дешт (за Днепр). Хаджи начал претендовать на Крымский улус, который ранее принадлежал его деду (царевичу Таш-Тимуру).

В 1428 году Гирей во главе 16-тысячного войска ногайских нукеров вошёл в Эски-Къырым. Он попытался укрепить свою власть, обратившись за поддержкой к Джанике-ханче (владелице замка Кырк-Ер (Чуфут-Кале)) и к властям города Солгат, начал чеканку собственной монеты с именем Гияс ад-Дина, приблизил к себе Ширинов. Но пышные дары не очень помогли. Знать полуострова (за исключением Джанике-ханчи) предпочла Улу Мухамеда. Хаджи и без того терпели как ставленника Литвы, поскольку в Крыму не было сил, чтобы его выбить.

Эмир Текийе, глава Ширинов, резко изменил политическую ориентацию и поддержал Улу Мухамеда, во главе войска напал на Крым. В итоге Гирей, контролируя только Солхат, вынужден был бежать. Он забрал часть родовой казны. Избегая сражений, но понеся большие потери (войска разбегались), Хаджи отступил в Дешт-и-Кипчак.

Это поражение не разочаровало царевича, который начал готовиться к новой войне. Он заручился поддержкой Великого княжества Литовского. Великий князь Сигизмунд хотел поставить во главе Крымского улуса верного человека. Этим он надеялся обезопасить рубежи Литовского государства от набегов татар: «Князь великий Жигимонт дал ему людей… к ордам перекопским, на царство послал», — рассказывает московская летопись. Войско для него нашлось — в Литве жило много татар-беженцев, военнопленных. В одних только литовских полках служило 40 тыс. татар.

После непродолжительного затишья Гирей продолжил военные действия. В 1431 году во главе заново собранного войска он навалился на Крым и осадил Солхат, который после боя открыл перед ним ворота. Рейд Гирея совпал с ссорой между Улу Мухамедом и Текийе. Эмир, недовольный жестким контролем со стороны хана, перестал ему служить и направился в Крым. У Перекопа войска встретились. Текийе признал Хаджи Гирея своим повелителем. Это сделали и Ширины.

Эти события стали началом борьбы крымских татар за независимость. Хаджи Гирей не собирался оставаться наместником и, вместе с тем, не хотел быть ханом Золотой Орды. Чтобы отстоять Крым, ему пришлось соперничать с мощными противниками — Улу Мухамедом и хаджи-тарханским правителем Кучюк Мухамедом («Маленьким» Мухамедом). Последние активно воевали друг с другом, одновременно пытаясь захватить Крым.

Собрав вокруг себя отборное войско, Хаджи Девлет Гирей направил свои удары сначала на отряды Улу Мухамеда, и, разбив первого, пошел на Кучюк Мухамеда, наступавшего с приволжских берегов. Этот противник был также побежден, и Хаджи Гирей не только закрепил за собой авторитет среди татар, но и мог уже считать себя властелином абсолютно независимого престола, власть которого распространялась не только на Крымский полуостров, но и на прилегающие северо-восточные и западные степи вдоль Днепра и Дона.

Новый хан принялся за ведение государственных дел. От Джанике-ханчи он получил в собственность замок Джанта-Кале (Кырк-Йор, современный Чуфут-Кале) и сделал своей базой на случай войны. В будущем здесь возникнет новая столица — Бахчисарай. Следующим шагом должно было стать объединение всей территории полуострова, в то время разделенного на степную часть, подвластную татарам, Кафу и Готию (т. е. Южный берег Крыма до Балаклавы) и небольшое независимое христианское Мангупское княжество. В случае успеха в руках Хаджи Гирея оказалась бы вся морская граница с несколькими сильными крепостями и хорошими портами, от Ени-Кале до устья Днепра.

В 1434 году на Крым отправился Улу Мухамед, который собирался вновь покорить улус. Чтобы отразить вторжение, Хаджи Гирей начал собирать войска, а также полки ШИринов. Однако последние, опасаясь войны, перешли на сторону Улу Мухамеда, их отряды ударили Хаджи Гирея в спину. Армия хана потерпела тяжелое поражение, он потерял лучших воинов, поэтому, быстро собрав остатки войск, отступил за Днепр.

Проиграв борьбу с Улу-Мухамедом, Хаджи Гирей эмигрировал в Литву, по данным «Краткой истории крымских ханов», в Астрахань. Он заново собрал войско и готовился к походу в Крым. Опасаясь этого, Улу Мухамед разорвал свой союз с Свидригайлом в пользу Зигмунта Кейстутовича, который сначала принял Хаджи Гирея, обещая ему поддержку, а потом согласился его задержать, чтобы тот не возвращался в Крым. Хана вызвали в Вильну, где взяли под стражу (потом ему «подарили» город Лиду и окрестные села, где он фактически был в ссылке).

В 1443 году в Литву прибыло посольство жителей Крыма во главе с главами родов Ширинов и Баринов. Они просили «пожаловать» им на хана Хаджи Гирея. Поскольку великий князь отказался от союза с Улу Мухамедом, он вернул хана из фактической ссылки в г. Лиду и тот получил официальное признание Литвой своего звания. Началось усиление военной и финансовой помощи Хаджи Гирею со стороны Литвы.

В 1449 году Хаджи Гирей начал борьбу за создание независимого Крымского государства, в которой опирался на поддержку знатных семейств Великого княжества Литовского и Крыма. В этом году он разгромил силы Улу Мухамеда, что стало началом конца Золотой Орды, которая распалась на ряд ханств (Большая Орда — самое большое).

Борьба была очень длительной — ему удавалось трижды занимать крымский престол (в 1428, 1433 и 1443 годах), однако все три попытки были неудачными. Окончательно он смог закрепиться в Крыму только в 1449-м — в тот же год Хаджи Гирей при поддержке польского короля Казимира ІV объявил независимость ханства от Золотой Орды. После этого он занимал престол до своей смерти в 1466 году с коротким перерывом в 1456-м, когда власть временно захватил его сын Айдер. Закрепившись на троне, перенес столицу Крыма из города Къырым в город Кырк-Ер, которую уже Менгли І Гирей сменил на Бахчисарай.

Хаджи І Гирей умер в 1466 году, похоронен в мавзолее Дюрбе Хаджи Гирея в Салачике (сейчас — окраина Бахчисарая).

Источники: Википедия

Этот день в истории

Теги: 
Бахчисарай
Крым
крымские татары
история крымских татар
история Крыма
Крымское Ханство

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/istoriya/imya-v-istorii-kryma-hadzhi-i-girey