Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Точка зрения > Ислам и СМИ: вперед с надеждой

Ислам и СМИ: вперед с надеждой

1
22.02.2010

В начале февраля в Центре средств массовой информации, религии и культуры при Колорадском университете, США, прошла международная конференция на тему «Ислам и СМИ». Аспирант кафедры социологии Бристольского университета в Великобритании Гэбриел Файмау кратко изложил основные вопросы, обсуждавшиеся во время конференции.

Еще в 1981 году ныне покойный профессор Колумбийского университета, литературовед Эдвард Сейд выпустил свою книгу «Рассказывая об исламе» (Covering Islam), в которой он привлек внимание публики к зависимости нашего представления об исламе от того, как его преподносят эксперты и СМИ. Ключевой идеей теории Сейда стало то, что, в освещении СМИ, ислам ассоциируется с воинственностью, угрозой и антизападными настроениями.

То есть, говоря об исламе и мусульманах, западные СМИ при помощи таких приемов как гиперболизация и стереотипизация делают акцент на «воинствующей враждебности» ислама и мусульман.

В 1997 году британский исследовательский институт Runnymede Trust озвучил ту же идею в своем докладе «Исламофобия: вызов всем», в котором «исламофобия» определена как «безосновательная враждебность по отношению к мусульманам».

Подобные тенденции прослеживались при освещении событий 11 сентября 2001 года. Анализируя произошедшее, большая часть экспертов, аналитиков, журналистов и политиков, пыталась убедить нас в том, что мы стали свидетелями «столкновения цивилизаций», то есть битвы между западной и исламской цивилизациями, которую ранее предсказывал директор Института стратегических исследований при Гарвардском университете Сэмюэл Хантингтон.

В последние тридцать лет большинство исследований на тему представления ислама и мусульман СМИ в значительной степени опираются на понятия «ориентализм» в трактовке Сейда, хантингтоновское «столкновение цивилизаций», а также «исламофобия» и «культурный расизм».

На сегодня эти понятия по-прежнему являются основополагающими при изучении данного вопроса. Собственно, большая часть докладов, зачитанных на конференции «Ислам и СМИ» также строились на той же системе понятий.

Естественно, что использование данной модели неизбежно определяет результаты такого анализа.

Проблема в том, что в центре вышеупомянутой модели лежит двоичное понятие Запад-Ислам. Это должно заставить исследователя задуматься: почему изучение проблемы представления ислама и мусульман масс-медиа неизбежно зависит от бинарного подхода?

Например, Шерен Разак в своем докладе Looking White People in the Eye, утверждает, что ученые играют важную роль в закреплении «колониальных» формул, активно производя и воспроизводя бинарное противопоставление цивилизованного (свободного) и угнетенного миров.

Конечно, бинарный подход обеспечивает понимание и аналитические средства обнаружения скрытой репрессивной или деспотичной власти в отношениях индивидуумов или групп. Но, на мой взгляд, бинарный тип мышления поднимает два основных вопроса.

Во-первых, он не оставляет места для понимания продуктивной, созидательной стороны встречи и соприкосновения людей различного культурно-религиозного происхождения. Общество, характеризующееся большой сложностью, не может быть черно-белым. И, в конце концов, общество не статично, и его динамика всегда подчиняется определенным ритмам.

Во-вторых, что касается медиа-дискурса, бинарный подход типа «Запад против ислама», «цивилизация против варварства», был разработан исходя из предпосылки, что медиа-дискурс имеет достаточную власть, чтобы регулировать ложные социальные представления о других культурах и религиях.

Это допущение предполагает, что индивидуумы и группы находятся в фиксированном контексте столкновения. Проблема в том, что данное допущение едва ли бесспорно с точки зрения идеологического багажа в разрезе понятий доминирования и контроля. В результате, парадигма контроля, определяющая бинарный подход, оказывается неадекватной в условиях сложных процессов, происходящих в мультикультурном обществе (МакНейр, 2006).

Однако, не все так плохо. Новейшие общественно-политические теории, такие как теория признания, теория диалогического формирования, а также теория сложности, подразумевают другой ракурс восприятия, сосредотачиваясь на богатстве человеческих и культурно-религиозных отношений.

Мне кажется, что с каждым десятилетием продолжающееся изучение культурно-религиозных представлений, основанное на диалогическом подходе позволяет найти новые трактовки соприкосновения людей различных религий и культур.

Впрочем, представители разных культур и религий действительно являются чужими друг другу. Для того чтобы узнать и начать уважать друг друга, необходим смелый шаг навстречу, шаг, который позволит интернализировать, то есть понять и усвоить то, что считалось чужим и странным.

Таким образом, чья-нибудь уникальность и несхожесть может быть воспринята без враждебности. Изучая медиа-репрезентации культур и религий на основании диалогического подхода, который дает больше простора для анализа, современное мультикультурное общество могло бы смотреть вперед с большей уверенностью и надеждой.

Гэбриел Файмау – аспирант кафедры социологии в Бристольском университете, Соединенное Королевство. В настоящее время пишет кандидатскую работу на тему «Социокультурные конструкции признания и дискурсивная репрезентация ислама и мусульман британскими христианскими СМИ».

По материалам «Ислам для всех»

Ссылки на тему:

Новости

Западные СМИ не сообщают правды об Исламе - советница Асада

Материалов СМИ, разжигающих межнациональную и религиозную вражду, становится больше

Печатные СМИ – главный источник проявления расизма и ксенофобии

В Дамаске пройдет конференция по проблемам мусульманского мира

Статьи

Распущенность слова

Теги: 
Ислам и СМИ

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/tochka-zreniya/islam-i-smi-vpered-s-nadezhdoy