Христианско-мусульманский диалог на международной конференции
Вчера, 19 ноября текущего года, на базе Института философии имени Григория Сковороды НАН Украины, состоялась очередная IV Международная научно-практическая конференция «Ислам и исламоведение в Украине», посвященная теме «Мифы и реалии восприятия ислама в Европе». Инициаторами этого мероприятия выступили Украинский центр исламоведческих исследований совместно с Украинской ассоциацией религиоведов, при поддержке Всеукраинской ассоциации общественных организаций «Альраид» и Духовного управления мусульман Украины «Умма».
Программа мероприятия была немного не типичной для конференции, потому приветственные слова пленарного заседания плавно перетекали в доклады, которые продолжились после небольшого перерыва, в том же зале. Это, кстати, оказалось довольно интересным форматом, поскольку участники и слушатели имели возможность остаться в едином информационном поле, не переходя из секции в секцию чтобы прослушать интересующие доклады, заявленные в программе.
Конференцию открыл приветственными словами отец украинского религиоведения Анатолий Колодный, акцентировав внимание на том, что поликонфессиональность является вообще нормальным явлением и нет никакого смысла в том, чтобы пытаться объединить различные деноминации по конфессиональному или региональному принципу.
Продолжило программу выступление Саида Исмагилова. Он коротко рассказал о предыдущих конференциях в Донецке на базе Государственного университета информатики и искусственного интеллекта, которые были прерваны в связи с военными действиями. И выразил надежду на то, что в следующий раз конференция "Ислам и исламоведение в Украине" снова состоится в Донецке.
Приятно слушать выступление мусульманского муфтия на украинском языке и осознавать, что он является моим земляком, украинцем, а не арабом. Мгновенно исчезает ощущение того, что ислам является чем-то чужим, далеким и занесенным извне. Это здесь и рядом. Пример эрудированной личности, которая сознательно выбирает ислам как свою религию и демонстрирует лучшие человеческие качества, что само по себе разрушает те же мифы, о которых говорилось в названии конференции.
Далее, в поддержку словам господина Саида был продемонстрирован видеоролик о предварительных мерах цикла «Ислам и исламоведение в Украине», после чего, в соответствии с программой должно быть выступление уважаемого Кардинала Любомира Гузара, который дал предварительное согласие на участие, но из-за проблем со здоровьем не смог лично присутствовать. Его приветственные слова зачитала Людмила Филипович и сам факт того, что Блаженнейший не обошел вниманием это мероприятие свидетельствовал о его значимости, ведь не на каждой исламской конференции можно надеяться услышать слова бывшего предстоятеля Украинской греко-католической церкви.
Кстати, на мероприятии присутствовали и другие греко-католики, что подчеркивало незаурядность этого события, уверенность в которой усиливалась с каждым последующим докладом и казалось, что апогеем будет выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Индонезии в Украине - Ниник Кун Нарьяти, которая рассказала о специфике и особенности ее страны как исламского государства в исторической перспективе, приводя мосты с современностью и глобализационными процессами. Однако, нет. Логическим продолжением выступления уважаемой госпожи Посла, правда с определенным перерывом, стал сокращенный доклад Юрия Николаевича Кочубея, который прояснял много сложных моментов в контексте развития и современного состояния ислама в Европе. Можно сказать, что это были ответы на непоставленные мои вопросы.
Господин Юрий Николаевич неоднократно подчеркивал причины и закономерность возникновения исламской проблемы в Западной Европе, связывая ее преимущественно с тем, что мигранты из арабских стран не подверглись ассимиляции, а наоборот стали создавать компактно поселения, где они начали воплощать тот образ жизни, который был им знаком в родных странах. При этом противодействие власти развитию мусульманского сообщества стала причиной радикализации определенного количества мусульман.
Но вершиной, совершенно неожиданно, стало выступление о. Тихона Кульбаки. И причиной этому были вовсе не научность и мастерство изложения материала, а искренность и, в определенном смысле, неформальность. Ведь изначально о. Тихон отметил, что актуальность темы "мифы и реалии восприятия ислама..." для него является особенной, потому что еще не так давно он и сам был жертвой определенных мифов об исламе, за что извинился, обратив при этом внимание на то, что все это произошло именно благодаря бурным событиям в Украине, когда верующие различных конфессий становились плечом к плечу в молитве за мир и единство Украины. Он пояснил, что во время его плена у террористов в ДНР-овском Донецке, именно Саид Исмагилов, мусульманин, рискуя собственной жизнью делал все, чтобы его найти и освободить.
- И я сам, должен честно признаться, был жертвой тех мифов восприятие ислама, но когда человек в темные дни жизни, рисковал собственной, чтобы меня спасти, то какие еще нужны доказательства...? - Многозначительно отметил Отец Тихон Кульбака.
Также он обратил внимание на то, что еще на втором Ватиканском соборе была принята декларация Nostra aetate об отношении католической церкви к нехристианским религиям и отметил, что сейчас происходит налаживание мусульманско-христианского диалога между Духовным управлением мусульман Украины «Умма» и Украинской греко-католической церковью. При этом он, фактически как официальный представитель УГКЦ достаточно однозначно заявил, что УГКЦ готова к этому диалогу.
После этого стало понятно, что это была фраза ради которой состоялся день. Все остальное было слишком тихо и я почему-то вспомнил Альберта Швейцера, который жил в не менее тревожные времена, чем наши, и настаивал на ценности человеческой жизни перед ценностью всех идеологий.
Далее было выступление Сейрана Арифова, директора школы хафизов при ДУМК, о причинах и последствиях Арабской весны, о ценности для мусульман демократических свобод и о борьбе мусульман разных стран за достойную жизнь. Немного странно было слышать от мусульманина о ценности для них демократии и свободы, ведь и демократия и западный образ бытия является ничем иным как результатом секуляризации христианской традиции. Чем парламент не постоянно действующий поместный собор, который утверждает единый закон и всеобщие правила бытия, в которых есть место для свободы и ответственности каждого?
Итак, согласно докладу, мусульмане из многочисленных мусульманских стран стремятся именно к такому образу жизни, но на пути превращения своих стран на более демократические сталкиваются с противодействием не только со стороны существующей власти, но и со стороны, так сказать, демократических лидеров мира. Он неоднократно подчеркивал, что Запад, в широком смысле этого слова, сам искажает свои собственные "западные ценности" и способствует тем режимам, установившимся в мусульманских странах.
К сожалению, лично я не очень хорошо ориентируюсь в данной тематике, политических тонкостях и мировых новостях и поэтому для меня доклад господина Сейрана - лишен конкретики, имен, дат и т.д. - был чем-то таким слишком обще-теоретическим, направленным на другого слушателя, для которого все о чем говорится в докладе и так известно, но стоит внимания.
Госпожа Маленькая Татьяна Федоровна из института филологии КНУ им. Т. Шевченко, вернула своим докладом конференцию в научное поле, а именно к изучению трудов Б. Льюиса и Эдварда Саида, между прочим напомнив о том, что востоковеды прежде всего филологи, но почему-то о них забыли. В этом случае конкретики было довольно много и остается ждать выхода в свет полнотекстовой статьи в сборнике материалов конференции.
Времени для работы конференции оставалось очень мало и поэтому следующие доклады были несколько в ускоренном варианте. Так, например, Гарник Людмила Петровна, представитель консульства республики Турция в Харькове, выступила с презентацией «Религиозная идентичность и культурное наследие, опыт внедрения этно-культурной политики в Польше», а Федорова Екатерина Олеговна, научный сотрудник отдела истории стран Азии и Африки ГУ «институт всемирной истории НАН Украины», сделала содержательный доклад на тему «Проблемы и перспективы мусульман-мигрантов из стран субсахарской Африки в Испанию», которая заслуживает большего внимания, чем выступление в конце конференции.
Подобные мероприятия всегда выглядят многообещающими, но иногда оставляют вопрос о том, что нового в этом контексте можно услышать, ведь после 2001 исламская тематика приобрела особую популярность и считалась едва ли не самой острой темой для новостей, требующей деликатного подхода. Правда теперь, наряду с мировой угрозой со стороны Российской Федерации и войной на Востоке Украины, исламская тематика в будничности звучит как-то слишком тихо, даже если попытаться об этом говорить более громко. События в Крыму и мусульмане, проявившие себя на площади или в АТО определенным образом сломали сложившиеся стереотипы восприятия ислама многими людьми. Это произошло благодаря совместным действиям перед лицом общей угрозы, когда реальность пробудила людей от многолетней привычки искать врагов там, где их нет в то время как другой враг уже ворвался в наш общий дом.
Алексей Савченко,
аспирант кафедры культурологии НПУ имени М. П. Драгоманова