Ислам в Украине
Published on Ислам в Украине (https://islam.in.ua)

Главная > Точка зрения > В поисках «европейского ислама»: может ли Босния стать примером для Европы?

В поисках «европейского ислама»: может ли Босния стать примером для Европы?

Мигранты из мусульманских стран живут в Европе уже несколько десятилетий, однако долгое время общество не замечало их. После терактов в Нью-Йорке 11 сентября 2001 года у скептиков появился аргумент не в пользу мусульман: дескать, исламская религия несовместима с демократией и европейскими ценностями.

Давняя традиция жить вместе

Исламовед из университета в Бохуме и член Немецкой исламской конференции (Deutsche Islamkonferenz) Армина Омерика с такими доводами не согласна. Им она противопоставляет пример Боснии и Герцеговины. Боснийцы - представители титульной нации - исповедуют ислам и на протяжении многих лет поддерживают добрососедские отношения с католиками, православными и сефардскими евреями, живущими в стране.

Кроме того, как отмечает эксперт, ислам в Боснии и Герцеговине имеет одну особенность: мусульманское общество организовано по образцу христианской церкви, например, в нем существует институт верховного муфтия - главы всех боснийских мусульман.

«Такая структурная организация знакома многим европейцам. Они могут провести определенные параллели с основными религиозными институтами в церковной структуре», - считает Омерика, подчеркивая, что именно эта особенность делает боснийский ислам привлекательной моделью для западного общества.

Мусульмане в Польше

А нужен ли вообще «европейский ислам»? Керем Эктем, доцент университета в Оксфорде считает неверной такую постановку вопроса, потому что в ней изначально заложено убеждение, что ислам - «это нечто чуждое, пришедшее в Европу извне», поэтому оно «должно быть европеизировано, национализировано и стандартизировано».

Ученый указывает на то, что исламская религия существует в Европе уже несколько веков. Яркие примеры тому - Босния и Герцеговина, Албания, Болгария, Турция. Даже в традиционно католических странах Европы, таких как Польша, мусульмане давно составляют неотъемлемую часть общества, говорит ксендз Адам Вас, доцент Католического университета в Люблине. «В Польше более 600 лет живут татары, исповедующие ислам», - приводит он один из примеров.

Татарская диаспора в Польше малочисленна. Татары составляют менее одного процента всего населения Польши. Тем не менее, этому этническому меньшинству удалось сохранить свою религиозную идентичность.

Кроме того, как отмечает Адам Вас, на Польше отразились и современные миграционные процессы. Во второй половине 20-го столетия в эту страну приехали учиться студенты из арабских государств. Большинство из них создали здесь семьи и остались в Польше. Так в католической стране появилась еще одна мусульманская община.

Единство многообразия - модель европейского ислама

В Европе существует множество мусульманских общин: албанская, пакистанская, иранская, алжирская и т.д. Различные этнические группы, исповедующие ислам, представляют разные культуры, говорят на разных языках и их религиозные традиции существенно различаются. Керем Эктем из Оксфордского университета подчеркивает, что не нужно стремиться к тому, чтобы в Европе существовала «единая модель исламской религии». Да это и невозможно, говорит он: «Существует многообразие форм ислама и религиозных традиций, и с этим многообразием нужно научиться жить».

Маловероятно, что Европа переймет в качестве образца, например, боснийскую модель. Эксперт убежден в том, что формы ислама будут меняться и приобретать особенности, характерные для той или иной страны. Но «европейский ислам» в целом должен иметь некие общие черты и учитывать европейскую специфику.

Речь идет о такой религиозной модели, которая бы соответствовала формуле: единство в многообразии. «Нам необходим ислам с определенными европейскими характеристиками, который обеспечивает соблюдение прав человека, демократию и свободу вероисповедания», - говорит доцент католического университета в Люблине Адам Вас.

По материалам dw-world.de

29.11.2011

Книги

  •  історія, культура, контакти. Якубович М.М., Кралюк П.М., Щепанский
    Татари Волині: історія, культура, контакти
  • Українські просвітителі та Іслам. Соломія Вівчар
    Українські просвітителі та Іслам
  • Не заросте травою поле бою. Юнус Кандим
    Не заросте травою поле бою
  • З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії. Теймур Атаєв
    З історії геополітичної боротьби за території Росії, України, Білорусі та Балтії
  • Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі. Мохаммад Хашім Камалі
    Тадждід, іслях та цивілізаційне оновлення в ісламі
  • Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі. Бенауда Бенсаїд
    Слуга Бога й людства – спадок шейха Мухаммада аль-Газалі
  •  плацдарм для культурної реформи. Абдул-Хамід Абу Сулейман
    Світогляд Корану: плацдарм для культурної реформи
  • Сучасний підхід до Корану та Сунни. Під ред. Махмуда Аюба
    Сучасний підхід до Корану та Сунни
  •  авторитет Корану й статус Сунни. Таха Джабір аль-Альвані
    Відновлення рівноваги: авторитет Корану й статус Сунни
Все книги

Ссылка на источник: https://islam.in.ua/ru/tochka-zreniya/v-poiskah-evropeyskogo-islama-mozhet-li-bosniya-stat-primerom-dlya-evropy