За последние несколько дней около 9 тыс. мусульман с религиозно-этнического меньшинства рохинджа в Мьянме из-за насилия со стороны властей бежали в Бангладеш. Еще тысячи остаются на границе, поскольку их не хотят пускать в страну.
НВ рассказывает историю этнического религиозного конфликта, который уже стали называть геноцидом и преступлением против человечества.
Кто такие рохинджа
Рохинджа — мусульманское меньшинство в преимущественно буддистской Мьянме, проживающее в штате Ракхайн и насчитывающее 1 млн человек (80–98% населения местности). Сами рохинджа, а также некоторые историки утверждают, что это меньшинство — коренные жители. В то же время часть других ученых считают, что они являются мигрантами доколониальных и колониальных времен.
Официальная позиция Мьянмы заключается в том, что эта народность — прежде всего нелегальные иммигранты, приехавшие в Ракхайн после обретения Бирмой (название Мьянмы до 1989 года — ред.) независимости в 1948 году или после освободительной войны в Бангладеше в 1971 году.
В 1940-х годах появилось сепаратистское движение рохинджа, которое стремилось к объединению с Восточным Пакистаном. Местные мусульманские вожди обратились к его лидеру Мухаммаду Али Джинну и попросили помочь интегрировать регион в Пакистан. Однако Джина отказался им помочь, заявив, что у него нет возможности вмешиваться в политику Бирмы.
После этого некоторые старейшины рохинджа основали партию моджахедов на севере Ракхайна, стремясь создать автономную мусульманскую державу.
После бирманского государственного переворота в 1962 году генерал Не Вин в течение двух десятилетий проводил против сепаратистов военные операции. После важнейшей из них Operation King Dragon в 1978 году многие мусульмане бежали в соседний Бангладеш или город Карачи в Пакистане.
Однако в отдаленных районах Ракхайна сепаратистское движение сохранилось. В 1990-х оно трансформировалось из военного восстания в культурно-политическое движение.
Эскалация противостояния в 2012 году
В июне 2012 года состоялась серия конфликтов между мусульманами-рохинджа и буддистами-ракхинами. Спровоцировало их изнасилование и убийство представителями рохинджа женщины-буддистки. В ответ были убиты 10 мусульман, после чего начались беспорядки, в результате которых погибло около 80 человек, еще более 80 получили ранения, а 140 тыс. стали вынужденными переселенцами.
После этих событий в регионе был введен комендантский час и чрезвычайное положение, что позволило управлению регионом развернуты там войска.
В августе 2012 года ООН обратилась к властям Мьянмы с призывом провести полное расследование обстоятельств столкновений между мусульманами и буддистами, произошедших в июне.
Рохинджа после этого конфликта продолжали массово бежать из страны. По данным Организации Объединенных Наций, с января по март 2015 года около 24 тыс. человек попытались покинуть Мьянму на лодках контрабандистов, что в два раза больше, чем за тот же период в 2014 году.
Вспышка насилия в 2016 году
В октябре 2016-го, когда армия Мьянмы начала зачищать пограничные территории от группировок боевиков, состоявшие преимущественно из мусульман-рохинджа, произошел новый всплеск насилия в регионе.
В ноябре 2016 года представитель ООН в Азии заявил, что в стране происходит «этническая чистка», а правозащитники Human Rights Watch опубликовали спутниковые снимки уничтоженных поселений рохинджа — за несколько месяцев были сожжены около 1200 домов, школ и мечетей.
То, что происходило в Ракхайне, доклад характеризует словами «гуманитарная катастрофа». Действия военных Мьянмы правозащитники назвали «частью больших и систематических атак против рохинджа, которые могут подпадать под определение преступлений против человечества».
При этом количество жертв подсчитать невозможно, поскольку власти запретили доступ журналистам и сотрудникам гуманитарных организаций в регион.
С октября по декабрь 2016 года не менее 27 тыс. рохинджа вынуждены были бежать в соседний Бангладеш.
Бангладеш против принятия беженцев-рохинджа
Власти Мьянмы считают рохинджа нелегальными мигрантами из Бангладеша, а Бангладеш в свою очередь не считает их своими, всячески препятствуя проникновению беженцев на территорию страны.
В конце января 2016 года СМИ сообщили, что власти Бангладеша вернулись к замороженному ранее плану временного отселения тысячи беженцев-рохинджа на остров в Бенгальском заливе, чтобы помешать их «смешиванию» с местным населением.
В правительстве заявили, что мусульман из числа религиозно-этнического меньшинства Мьянмы, которые проникают в Бангладеш, будут депортировать на остров Тенгара-Чар, который затапливает во время высоких приливов.
В 2015 году идея такого плана отселения перед следующими перемещениями беженцев обратно в Мьянму вызвало возмущение местных правозащитных групп.
Август 2017: новая волна насилия, тысячи рохинджа спасаются бегством
30 августа 2017 года СМИ сообщили о бегстве 9 тыс. мусульман из Мьянмы в Бангладеш, еще тысячи остаются на границе. Среди беженцев много травмированных и раненых, в том числе огнестрельного.
Новые потоки мигрантов появились из-за того, что на прошлой неделе радикально настроенные рохинджа атаковали полицейские участки, после чего вспыхнули локальные столкновения и с обеих сторон начались очередные чистки.
— Ситуация ужасная: дома поджигают, все бегут из родных мест, родителей и детей разделяют, некоторые исчезают бесследно, некоторые погибли, — рассказал 25-летний беженец Абдулла.
Из штата Ракхайн власти также эвакуировали тысячи буддистов.
Верховный комиссар ООН по правам человека Зейд Раад аль-Хуссейн призвал политических лидеров в Мьянме засудить ненавистническую риторику и разжигание вражды, в том числе и в социальных сетях.
В Организации также призвали власти Мьянмы сделать все возможное для того, чтобы гарантировать безопасную доставку гуманитарной помощи всем, кто в ней нуждается.
Источник: НВ