Украинский культуролог, политолог, главный редактор и основатель независимого культурологического журнала «Ї», генеральный директор Львовской национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого Тарас Возняк рассказал о том, как сегодня развиваются отношения крымских татар и украинской общины и какие у них перспективы.
ДИАСПОРА — НЕОДНОРОДНАЯ, И ЭТО НУЖНО УЧИТЫВАТЬ
Диаспора крымских татар во Львове проживает уже около трех лет. Как, на ваш взгляд, складываются отношения с принимающим обществом, то есть с самыми львовянами? Есть ли какие-то особенности в этих отношениях?
— Нельзя говорить об общине крымских татар во Львове как о чем-то едином. Потому что, как и любая диаспора — это разные люди, которые ставят перед собой разные цели. Есть те, что ставят перед собой цель вернуться в Крым, переждав здесь тяжелый период и получив какие-то связи, навыки, знания. Некоторые хотят адаптироваться здесь и поэтому развивают свои проекты на длительную перспективу, покупают жилье, и для них возвращение остается только в теоретическом аспекте. Очевидно, что есть и третья категория — это люди, которые приехали сюда и рассматривают Львов только как трамплин для того, чтобы в дальнейшем обустроиться в ЕС или США.
Есть разделение и по другим фактором — религиозным: секуляризованные люди и те, кто придерживается традиций Ислама. Все эти группы накладываются друг на друга.
Большинство переселенцев, вынужденных покинуть Крым, сначала воспринимали с энтузиазмом, как беженцев, бежавших от российской агрессии, но сейчас к ним относятся более спокойно, взвешенно. Хотя и дружелюбно. Никаких проблем с восприятием этих людей я не встречал.
КРЫМСКОТАТАРСКАЯ КУЛЬТУРА — ПРЕИМУЩЕСТВА И ОПАСНОСТИ ДЛЯ МЕСТНОЙ ОБЩИНЫ
Воспринимает ли львовское общество те мероприятия, которые крымские татары проводят во Львове? Уместно ли это сейчас? Необходимо?
— Все культурные активности крымских татар во Львове во время войны в стране воспринимаются как политические акции. И Львов как город достаточно политизированный воспринимает их в положительном контексте. Здесь нет какого-то отторжения. Более того, это необходимо львовскому обществу, потому что это в очередной раз подтверждает, что Крым не забыт, что он присутствует в наших политических реалиях и за него стоит бороться.
По вашему мнению, галицкое общество выиграет или проиграет от того, что переселенцы из Крыма внедряют здесь свою культуру? Что вообще получает галицкая община от этого сожительства?
— Нельзя обобщать всех переселенцев. Все они способны как обогатить наше общество, так и создать определенные проблемы. Если говорить о «ватников» или противниках Украины, то они могут, например, негативно повлиять на выборы, ведь имеют право голоса на президентских, парламентских, а покупая жилье и регистрируясь здесь, еще и на местных волеизъявлениях.
Что касается людей в разрезе их профессиональной квалификации, то здесь ситуация другая, потому что, на мой взгляд, из Крыма выехали наиболее талантливые, самостоятельные и перспективные люди. В этом контексте для львовского общества это, несомненно, обогащение. Тем более, если учитывать, что из Львова и Западной Украины в целом происходит отток людей за границу, а благодаря переселенцам, в том числе и крымским татарам, происходит своеобразное замещение.
АДАПТАЦИЯ ИЛИ АССИМИЛЯЦИЯ?
Если говорить об общественных процессах, крымские татары нуждаются в адаптации или ассимиляции во Львове, и какие на то есть основания?
— Те крымские татары, которые планируют свое пребывание здесь на длительную перспективу, несомненно, должны адаптироваться. И так оно и будет — дети пойдут в школы, люди будут искать работу, сосуществовать в социуме… В этом контексте адаптация неизбежна. Те, кто не видит своего будущего здесь, а планирует перебираться в ЕС, в адаптации не нуждается.
Не является ли и не станет ли в будущем проблемой в этих взаимоотношениях вопрос религиозности?
— Львов достаточно консервативен в религиозных вопросах. Но есть разный консерватизм: греко-католический, переживший за свою историю фактически полное уничтожение и преследование церкви, и консерватизм РПЦ, которая в свое время стала подразделением НКВД. И та, и та — консервативны, но по-разному: первая в либеральный способ, а вторая — собственно в НКВДшный. Поэтому говорить о неприятии различных религий во Львове не совсем уместно. Здесь идут достаточно либеральные процессы.
Нужна ли крымским татарам именно ассимиляция? И если нет, то на что они могут опираться, чтобы адаптироваться, а не ассимилироваться?
— Ассимиляционные процессы неизбежны. В любом обществе. Но, кроме ассимиляции, происходит еще и адаптация. Иногда это параллельные процессы, которые друг друга не исключают. Думаю, что политически сознательное львовское сообщество заинтересовано в том, чтобы крымские татары не ассимилировались, а адаптировались. Для нас важно, чтобы крымскотатарский народ увеличивался, а не растворялся и исчезал. Чем больше будет крымских татар, тем лучше будет для Украины в вопросе Крыма.
Чтобы не ассимилироваться, коренной народ полуострова должен опираться на культуру, религию, воспитание собственной политической элиты. Слава Богу, уже появилась совершенно блестящая украиноцентричная крымскотатарская политическая элита. И пусть сейчас это лишь несколько десятков или сотен людей, но это уже огромное достижение.
Сохранение умеренного исламского образа жизни может быть определенной точкой опоры для сохранения собственной самоидентичности крымских татар. Если не допустить ошибок, то те представители народа, которые не планируют возвращаться в Крым, станут особой частью общества.
ЛЬВОВ ТОЛЕРАНТНЫЙ. НО ХВАТИТ ЛИ ТОЛЕРАНТНОСТИ?
Хватит ли львовской общине задекларированных толерантности и открытости для мирного сосуществования с крымскотатарским обществом?
— Стоит помнить главное: для танго нужны двое. Поэтому стоит говорить не только о том, хватит ли задекларированных толерантности и открытости галицкого общества в отношении крымских татар. Нужно ставить вопрос иначе: хватит ли этим двум обществам мудрости найти такие способы и формы сосуществования, чтобы сохранить идентичность крымских татар.
Я уверен, что эти общины справятся, даже несмотря на опасность вмешательства радикальных групп. Если признавать все возможные риски и жить во взаимоуважении, то всё получится.
Источник: 24 канал