«Мусульмане в изгнании»: турецкий исследователь о перемещении последователей Ислама и их интеграцию в жизнь стран прибытия

«Мусульмане в изгнании»: турецкий исследователь о перемещении последователей Ислама и их интеграцию в жизнь стран прибытия
Исследователь из Турции во время VI Международной исламоведческой школы говорил о мусульманах в экзиле
«Мусульмане в изгнании»: турецкий исследователь о перемещении последователей Ислама и их интеграцию в жизнь стран прибытия
Исследователь из Турции во время VI Международной исламоведческой школы говорил о мусульманах в экзиле
«Мусульмане в изгнании»: турецкий исследователь о перемещении последователей Ислама и их интеграцию в жизнь стран прибытия
«Мусульмане в изгнании»: турецкий исследователь о перемещении последователей Ислама и их интеграцию в жизнь стран прибытия

«Мусульмане в экзиле»: турецкий исследователь о перемещении последователей Ислама и их интеграции в жизнь стран прибытия
Четвертый день работы VI Международной исламоведческой школы «Ислам в современном мире: историческое, культурное, интеллектуальное пространство», которая проходит в Одессе в стенах Исламского культурного центра «Аль-Масар», начался с доклада «Мусульмане в экзиле» магистра Стамбульского университета им. Ибн-Хальдуна Григория Маврова (Турция).

Ученый проанализировал статистику перемещения последователей Ислама из стран, где эта религия является доминирующей, в государства с преимущественно немусульманским окружением, объяснил причины, побуждающие мусульман к переезду в светские страны, говорил о различиях между этническими диаспорами в странах Европы, об интеграции (или ее отсутствии) мусульман в общественную жизнь стран прибытия, об их участии в протестном движении и т. п.

Григорий Мавров, ссылаясь на интервью с мусульманами, которые по религиозным или идеологическим причинам переселились в Турцию, рассказал о различных интерпретациях традиционного в Исламе и о том, как это понимают сами его последователи. Кроме того, он остановился на самом переселении мусульман из постсоветских республик в Турцию, о трудностях, с которыми переселенцы сталкиваются, и как это меняет их восприятие политической системы, светского государства и своей роли в обществе.

Значительное внимание ученый уделил истории существования мусульман в СССР, отношению тогдашней власти к ним и вынужденной социальной мимикрии последователей Ислама, которые должны были демонстрировать свою «светскость» (например, «советы» снисходительно относились к праву мужчин носить бороды или тюбетейки, при этом, как заметил докладчик, встретить женщину в традиционной для того или иного региона женской одежде было почти нереально — как в Средней Азии, где паранджа как вариант хиджаба исчезла из обихода). Также были приведены данные о причинах и мотивах перемещения в другие страны мусульман из Российской Федерации и бывших республик СССР.

Как отметил докладчик, в России наступление постсекулярной эпохи характеризуется своими особенностями, в том числе и своеобразной интервенцией Русской православной церкви в общественную жизнь страны с одновременным ущемлением других религиозных организаций или попыток использования их в политических целях:

— Российская политика стремится заполнить разрыв, который появился в результате постсекуляризма, обновленным консерватизмом и особой ролью РПЦ МП, которая получила почти неограниченные полномочия. Как бы там ни было, но привлечение РПЦ МП в активную жизнь общества сопровождается нарушениями прав верующих других конфессий, в том числе и мусульман. Государство не просто перешло к репрессиям в отношении последователей Ислама или представителей других конфессий, как это было в советский период. Российский постсекуляризм стремится заново интерпретировать исламскую религиозную традицию или традиционный Ислам для того, чтобы адаптировать и встроить его в современную российскую политику.

Речь шла и о фактах преследования мусульман на религиозной почве, что часто маскируется под привлечение к уголовной ответственности за якобы совершенные преступления или участие в террористических группировках, вроде ИГИЛ), а также за активность в протестном движении и т. п.

В завершение Григорий Мавров спрогнозировал варианты возможного развития ситуации с миграцией мусульман и их положением в странах прибытия, отношением общества.

Текст этого доклада (как и материалы, предоставленные другими участниками Международной исламоведческой школы) будет обнародован в очередном номере альманаха «Аль-Калям».

Напомним, VI Международная исламоведческая школа работает с 30 июня по 5 июля в Исламском культурном центре г. Одесса «Аль-Масар».

Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии
Если вы заметили ошибку, выделите необходимый текст и нажмите Ctrl + Enter, чтобы сообщить об этом редакции.